Михаил Ростовский
Все смешалось в доме египетском. Протестуя против скорого проведения демократических выборов, сторонники демократии устроили кровопролитные стычки с полицией. Но происходящее на площади Тахрир в Каире лишь на первый взгляд кажется бессмысленным хаосом. Если сравнить 2011 год в Египте с 1917 годом в России, все сразу встанет на свои места.
Как каждый из нас помнит, революция в России произошла в два этапа. В феврале рухнул режим императора Николая II. Но временное правительство оказалось лишь слегка отредактированной версией прежнего режима. И в ноябре произошла новая - на этот раз уже окончательная смена власти.
В египетской версии российской драмы Николай II - это бывший президент Мубарак. Керенский - глава высшего совета вооруженных сил Египта фельдмаршал Тантави. Ну а большевики - это движение исламских фундаменталистов "Мусульманское братство".
Впрочем, обо всем по порядку. После свержения монархии в 1953 году и до настоящего времени Египтом управляли военные. В эпоху правления президента Насера у них была своя популярная идеология - арабский национализм. Египет тогда носил название Объединенная Арабская Республика. И страна постоянно объединялась в одно государство то с Сирией, то с Ираком, то с Тунисом. Были у египетских военных во главе с Насером и другие достижения. В 1956 году они выгнали англичан из зоны Суэцкого канала и тем самым нанесли смертельный удар по Британской империи.
Однако уже при жизни Насера идеи арабского единства стали терять свою привлекательность в глазах масс. Но свято место пусто не бывает. На смену арабскому национализму пришел исламский фундаментализм. Исповедующее эти идеи движение "Мусульманское братство" было создано в Египте еще в 1928 году. И уже с середины прошлого века сменяющие друг друга лидеры страны то заигрывали с "братьями", то обрушивали на них девятый вал репрессий.
Однако, как известно, огнем и мечом невозможно уничтожить идеологию. На момент свержения Мубарака в этом феврале "Мусульманское братство" было самой влиятельной политической силой Египта. На намеченных на ближайший понедельник парламентских выборах "братья" были обречены получить большинство голосов.
Но не всем в Египте хотелось заменить военную диктатуру на исламскую теократию. Сторонники прочих египетских политических сил собрались на площади Тахрир и потребовали перенести выборы. Временные военные лидеры страны во главе с фельдмаршалом Тантави оказались меж двух огней.
Итак, в Египте 2011 года сторонники цивилизованного пути развития страны оказались более сильными, чем в России эпохи Ленина-Керенского. Но означает ли это, что прорыв "Мусульманского братства" к власти предотвращен? Боюсь, что это все равно лишь вопрос времени. Но наличие сильной оппозиции "братьям" означает, что, даже оказавшись у власти, они не обязательно будут в Египте полными хозяевами.
И Россию это должно только радовать. Официальная идеология "Мусульманского братства" - отказ от поддержки насилия. Однако у этого правила, согласно заявлениям некоторых лидеров "братьев", есть важные исключения. Одно из них - поддержка боевиков на Северном Кавказе. Похоже, Россия будут вечно страдать от большевизма - либо от своего, либо от чужого.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции