МОСКВА, 24 ноя - РИА Новости. Российские специалисты готовы рассчитать траекторию свода с орбиты и провести последующее затопление межпланетной станции "Фобос-Грунт" только в том случае, если удастся запустить двигатели станции, сообщил РИА Новости один из баллистиков.
"Говорить о том, что можно безопасно свести с орбиты "Фобос-Грунт" можно будет лишь тогда, когда будет получен контроль над двигательной установкой. Недостаточно просто включить двигатели на торможение: необходимо сделать это несколько раз и в строго определенный период времени, с тем, чтобы придать станции необходимый тормозной импульс на свод с орбиты", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что проводить аналогию с операцией по затоплению российской станции "Мир", блестяще рассчитанной и проведенной российскими баллистиками в марте 2001 года, в случае с "Фобос-Грунтом" не приходится.
"Станция "Мир" была управляема и слушалась команд на протяжении всего этапа полета, вплоть до входа в плотные слои атмосферы Земли, где она начала гореть и распадаться на фрагменты. Кстати, для безопасного сведения станции с орбиты применялись, в том числе, двигательные установки космического грузовика "Прогресс", пристыкованного к станции. В случае с "Фобос-Грунтом" у нас нет не то что грузовика, а пока нет даже возможности точно понять, что происходит на борту, не говоря уже о контролируемом запуске двигателей на торможение", - пояснил собеседник агентства.
Он призвал относиться к информации о получении первых телеметрических данных со сдержанным оптимизмом.
"То, что получена телеметрия со станции, подтверждает лишь то, что радиокомплекс действует. Однако пока, по нашим данным, полученного объема и качества самой телеметрии крайне мало для того, чтобы понять, что происходит на борту "Фобос-Грунта", - заключил специалист.
В четверг российские специалисты на Байконуре получили телеметрические данные с межпланетной станции, которые удалось расшифровать, что может помочь выяснить происходящее на борту аппарата, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической области. По его словам, существует два вида телеметрии. Первый - аварийная телеметрия, ее получают "в самом худшем случае, если ничего другого расшифровать не удалось". Есть еще полная телеметрия, получаемая непосредственно с бортового комплекса управления (БКУ), пояснил источник, отметив, что ему пока неизвестно, какой тип телеметрии был расшифрован.
Полученные до этого станцией Европейского космического агентства (ЕКА) в австралийском Перте данные с "Фобоса" дешифровать не удалось.
Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт", первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, после запуска в ночь на 9 ноября не смогла выйти на траекторию перелета к Марсу и находится на опорной околоземной орбите. С аппаратом не удавалось связаться в течение двух недель.
Сразу после отделения от ракеты-носителя АМС передала на Землю информацию о том, что солнечные батареи раскрылись, и вся аппаратура работает штатно. Затем "Фобос-Грунт" ушел из зоны видимости российских станций слежения в слепую зону, где он должен был выдать первый импульс для перехода на промежуточную эллиптическую орбиту.
Однако аппарат не был обнаружен на этой орбите: как выяснилось, "Фобос-Грунт" остался на парковочной круговой орбите. Станция не передавала телеметрию и не реагировала на радиокоманды с Земли. Российские специалисты предположили, что виной сбоя стала программная ошибка, и пытались передать на борт команды по выводу аппарата из защищенного режима.
Работа осложнялась тем, что аппарат появлялся в зоне видимости российских средств слежения на очень короткое время. Поэтому им на помощь пришли европейские коллеги, располагающие обширной сетью станций слежения.