МОСКВА, 24 ноя - РИА Новости. Полученные российскими специалистами телеметрические данные с межпланетной станции "Фобос-Грунт" удалось расшифровать, это может помочь выяснить происходящее на борту аппарата, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической области.
Российская наземная станция на Байконуре в четверг приняла сигнал с аппарата и часть телеметрии. Полученные до этого станцией Европейского космического агентства в австралийском Перте данные с "Фобоса" расшифровать не удалось.
"По моим сведениям, наши специалисты смогли расшифровать телеметрию. Она получилась, и не сбойная, в отличие от австралийской", - сказал источник.
Телеметрическая информация необходима, чтобы выяснить причину нештатной ситуации с "Фобос-Грунтом" и определить, какие его системы работоспособны.
По словам собеседника агентства, существует два вида телеметрии. "Первый - аварийная телеметрия, ее получают в самом худшем случае, если ничего другого расшифровать не удалось. Есть еще полная телеметрия, получаемая непосредственно с бортового комплекса управления (БКУ)", - пояснил источник, отметив, что ему пока неизвестно, какой тип телеметрии был расшифрован.
Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт", первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, после запуска в ночь на 9 ноября не смогла выйти на траекторию перелета к Марсу и находится на опорной околоземной орбите. С аппаратом не удавалось связаться в течение двух недель.
Сразу после отделения от ракеты-носителя АМС передала на Землю информацию о том, что солнечные батареи раскрылись, и вся аппаратура работает штатно. Затем "Фобос-Грунт" ушел из зоны видимости российских станций слежения в слепую зону, где он должен был выдать первый импульс для перехода на промежуточную эллиптическую орбиту.
Однако аппарат не был обнаружен на этой орбите: как выяснилось, "Фобос-Грунт" остался на парковочной круговой орбите. Станция не передавала телеметрию и не реагировала на радиокоманды с Земли. Российские специалисты предположили, что виной сбоя стала программная ошибка, и пытались передать на борт команды по выводу аппарата из защищенного режима.
Работа осложнялась тем, что аппарат появлялся в зоне видимости российских средств слежения на очень короткое время. Поэтому им на помощь пришли европейские коллеги, располагающие обширной сетью станций слежения.