ДУШАНБЕ, 23 ноя - РИА Новости, Лидия Исамова. Посол России в Таджикистане Юрий Попов считает предложения адвоката Анатолия Кучерены отправить его в отставку эмоциональными и не имеющими под собой никакой подоплеки.
Глава комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью судебно-правовой системы, адвокат Анатолий Кучерена ранее призвал отправить в отставку посла РФ в Таджикистане Юрия Попова, который, по мнению адвоката, проявил недопустимое равнодушие к судьбе российского летчика Владимира Садовничего. Общественная палата взяла дело российского летчика на контроль, им занимался Кучерена.
"Он (посол) должен уйти в отставку сам, а не ждать, когда будут приняты соответствующие меры со стороны министра иностранных дел", - сказал Кучерена РИА Новости 10 ноября. По его мнению, именно бездействие российской дипломатической миссии в Таджикистане во главе с послом привело к такой ситуации с летчиком.
"Я не берусь судить о мотивах господина Кучерены, но думаю, что им двигала гражданская совесть и сострадание к летчикам Садовничему и Руденко", - сказал посол на пресс-конференции в среду в Душанбе.
По его мнению, Кучерена сделал свое заявление на эмоциях, явно не владея ситуацией.
"Думаю, что не надо делать такие голословные обвинения, не владея сутью дела", - отметил дипломат.
Попов сообщил, что 12-13 ноября он находился в МИД России для консультаций по делу осужденных летчиков и разговора о его отставке там не шло.
"Кучерена не назначал меня на этот пост и не ему меня с него снимать", - отметил Попов, в заключение добавив, что слухи о его "кончине" преждевременны.
Суд города Курган-Тюбе 8 ноября приговорил Садовничего и Руденко к 8,5 годам лишения свободы, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Оба самолета Ан-72 конфискованы в пользу государства. В Москве приговор вызвал негативную реакцию, российский МИД назвал его "крайне суровым и политически ангажированным". Суд Хатлонской области Таджикистана, рассмотрев протест прокуратуры, во вторник отпустил из-под стражи Садовничего и Руденко. Летчиков отпустили на тех условиях, которых требовал прокурор. Им было назначено наказание в виде 2,5 года лишения свободы по статье 289 (контрабанда), 1,5 года - по статье 335 (нарушение госграницы Таджикистана). По совокупности статей путем частичного сложения наказание составило 2,5 года и 14 дней лишения свободы, но осужденных отпустили на свободу в связи с тем, что полгода они уже пробыли в заключении, а также с учетом амнистии, которая действует до 1 декабря.
В марте 2011 года два самолета Ан-72 компании Rolkan Investmens Ltd, командирами экипажей на которых были Садовничий и Руденко, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном. Однако диспетчер "Таджикаэронавигации" заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолеты должны вернуться в Кабул. Так как топлива на обратный путь у самолетов не было, пилоты совершили посадку в Курган-Тюбе, где и были задержаны. По данным СМИ, главным аргументом обвинения в суде стал полуразобранный авиадвигатель, который экипажи самолетов использовали в качестве запчастей, его сочли контрабандой.