МОСКВА, 23 ноя - РИА Новости. Связь с автоматической межпланетной станцией (АМС) "Фобос-Грунт" не удавалось установить потому, что аппарат, возможно, находится в аварийном режиме, и выключается каждый раз, когда входит в тень Земли, сказал РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
"Фобос-Грунт", первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, был запущен с космодрома Байконур в ночь на 9 ноября. Обе ступени ракеты-носителя "Зенит-2 SБ" отработали штатно, однако маршевая двигательная установка не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. До сих пор попытки передать на его борт команды и получить с него телеметрическую информацию успехом не увенчались. Однако в среду ЕКА в своем официальном микроблоге Twitter сообщило, что на связь с "Фобос-Грунтом" в 00.25 мск среды вышла станция слежения в Перте (Австралия).
"Он выходит в тень и вырубается. То есть, если не поступает электроэнергия с солнечных батарей, он все отключает. На солнце вышел, чуть-чуть позаряжался, в тень ушел, и все отключает. И так 16 раз в сутки. Аварийный режим рассчитан на межпланетный перелет, там нет тени", - сказал собеседник агентства.
По его мнению, именно поэтому получить сигнал с аппарата не удавалось с российских станций слежения - они "видят" аппарат, когда он находится в тени Земли.
Европейская станция слежения в Перте, с которой в ночь на среду удалось получить отклик зонда, видит "Фобос-Грунт" как раз в тот момент, когда он находится на освещенном участке орбиты. Таким образом, на борту в это время было электричество, и аппарат в ответ на команду смог включить несущую частоту.
Кроме того, на этой 15-метровой антенне были сделаны некоторые изменения, которые позволили ей "попасть" в аппарат, добавил он.
"Следующий этап - списать телеметрию, у нас есть команды "включить передатчик", "включить телеметрию", сейчас пока телеметрию не включали, был всего один сеанс", - сказал источник.
Он подчеркнул, что о выполнении программы полета к Фобосу сейчас речи уже идти не может, и даже полет к Марсу малореален.
"Чтобы куда-то улететь, нужно понять, что произошло на борту, почему не включились двигатели, можем ли мы двигатели включать", - заключил он.