МОСКВА, 22 ноя - РИА Новости. Освобождение в Таджикистане российского летчика Владимира Садовничего вызывает у члена Общественной палаты Анатолия Кучерены противоречивые чувства, поскольку пилот не оправдан и отпущен под амнистию, говорится в сообщении пресс-службы палаты.
Во вторник суд Хатлонской области Таджикистана освободил в зале суда Садовничего и его эстонского коллегу Алексея Руденко, приговоренных ранее к 8,5 годам лишения свободы по обвинению в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. По совокупности статей путем частичного сложения им было назначено наказание в виде 2,5 года и 14 дней лишения свободы, но осужденных отпустили на свободу в связи с тем, что полгода они уже пробыли в заключении, а также с учетом амнистии, которая действует до 1 декабря.
После первого приговора дело летчиков взяла под контроль Общественная палата, она создала комитет по защите летчиков, Кучерена вошел в его состав.
"Летчиков в Таджикистане выпустили под амнистию. Честно говоря, у меня противоречивые чувства по этому поводу, ведь их не оправдали. Я до сих пор считаю, что состава преступления там не было. Как только россиянин, Владимир Садовничий, прилетит в Москву, я встречусь с ним и мы решим дальнейшую судьбу разбирательства, будем ли мы обжаловать приговор или предпринимать какие-либо другие действия", - сказал Кучерена, слова которого приводятся в сообщении.
Однако, "в любом случае, прекрасно, что летчики теперь на свободе", добавил член ОП РФ.
Эти две недели были по-настоящему сумасшедшими. Хочу поблагодарить за работу членов нашего комитета, созданного в защиту летчиков, а также всех тех, кто помогал нам, общественников, журналистов и просто неравнодушных граждан, которые подключились к этому, - отметил Кучерена.
В свою очередь, российские правозащитники Валерий Борщев и Светлана Ганнушкина солидарны в том, что освобождение летчиков в Таджикистане стало возможным благодаря вниманию к делу со стороны российских властей, но расходятся в оценке методов, какими это было достигнуто.
Борщев отмечает, что дело в отношении летчиков было изначально политизированное, а освобождение произошло благодаря вниманию к нему со стороны руководства страны.
"Это следствие вмешательства со стороны президента", - сказал РИА Новости Борщев.
По его словам, шансов, что летчиков могли признать невиновными, было мало, поскольку власти Таджикистана применили практику, при которой человеку, отсидевшему в СИЗО, назначается аналогичный срок, и он отпускается на свободу.
"Права защита, что этих летчиков надо признать невиновными", - заметил Борщев.
На его взгляд, высылка из России незаконных трудовых мигрантов из Таджикистана и заявления главного санитарного врача Геннадия Онищенко об обязательной медицинской проверке мигрантов не сыграли решающей роли в освобождении Садовничего и Руденко.
Правозащитница центра "Мемориал" Ганнушкина в свою очередь отмечает, что освобождение летчиков стало возможно из-за "кампании, которая была устроена вокруг этого события в России, шума и желания Таджикистана не портить отношения".
"Эта показывает, что Россия способна защищать своих граждан, когда она за это берется. Но я убеждена, что это можно было сделать и другими методами", - сказала РИА Новости Ганнушкина, напомнив о выдворении из России мигрантов из Таджикистана.
В марте 2011 года два самолета Ан-72 компании Rolkan Investmens Ltd, командирами экипажей на которых были Садовничий и Руденко, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном.
Однако диспетчер "Таджикаэронавигации" заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолеты должны вернуться в Кабул. Так как топлива на обратный путь у самолетов не было, пилоты совершили посадку в Курган-Тюбе, где и были задержаны. По данным СМИ, главным аргументом обвинения в суде стал полуразобранный авиадвигатель, который экипажи самолетов использовали в качестве запчастей - его сочли контрабандой.
Суд Курган-Тюбе 8 ноября приговорил Садовничего и Руденко к 8,5 годам лишения свободы, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Оба самолета Ан-72 были конфискованы в пользу государства. В Москве приговор вызвал негативную реакцию, российский МИД назвал его "крайне суровым и политически ангажированным".
Хатлонская областная прокуратура 15 ноября направила в областной суд протест, в котором назвала вынесенный приговор слишком суровым, и попросила суд смягчить наказание с учетом личностей осужденных и в связи с тем, что они являются гражданами стран - стратегических партнеров Таджикистана.