Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Итак, кризис в Еврозоне вполне предсказуемо поглотил очередное правительство. Испанцы 20 ноября выбрали себе новую правящую партию и нового премьера, которым через месяц (конституционный период передачи власти в стране) станет 56-летний лидер консервативной Народной партии Мариано Рахой.
Если учесть все парламентские достижения и потери правивших семь с половиной лет социалистов и их премьера Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, то такого унизительного поражения они не испытывали со времени смерти каудильо Франко.
Неизбежная неприязнь
Не помогло даже то, что весьма непопулярный премьер Сапатеро за полгода до голосования решил отказаться от участия в выборах вообще, чтобы не добавлять антагонизма в испанское общество.
Как может победить партия, которая объявила, что долговые и финансовые проблемы страны таковы, что надо сокращать расходы, зарплаты, пенсии, социальные выплаты, увеличивать налоги?
Неизбежное недовольство такими мерами и привело к тому, что в 350-местном парламенте "народники" получили минимум 186 мест, обеспечив себе абсолютное большинство. Социалистам осталось только 110 мандатов.
Кто вы, сеньор Рахой?
Сапатеро на фоне своих коллег из государств "романской группы", типа гиперактивного французского президента Саркози и еще более активного и импозантного, ныне уже экс-премьера Берлускони, в последние два года потерял какую-либо яркость. Так вот: даже на фоне сдувшегося Сапатеро Мариано Рахой – это совершеннейшая блеклость.
Рахой дважды до этого проигрывал Сапатеро на выборах (в 2004-м и 2008-м), и в партии даже пошли разговоры, что лидера пора бы сменить на кого-нибудь более способного говорить с избирателем на понятном языке, а не монотонно пересказывать программы партии.
Но подходящих кандидатов не нашлось. А тут как раз и были объявлены досрочные выборы.
Каждый сам выбирает себе лекарство
С весны 2011-го финансовый и долговой кризис подмял под себя уже пятый кабинет министров в ЕС: сначала было правительство Ирландии, потом Португалии, затем Греции и Италии. Теперь – Испания, между прочим, пятая экономика в ЕС и четвертая на еврозоне (после Германии, Франции и Италии).
Испания вверяет свою судьбу Мариано Рахою. Читать на сайте InoСМИ>>
Сыны и дочери Иберийского полуострова, собственно, голосовали не "за" Мариано Рахоя и его правоцентристов, а против Сапатеро и его социалистов. Все прекрасно понимают, что и Рахой будет вынужден проводить те же драконовские меры экономии государственных расходов, которые уже были объявлены Сапатеро. А может, и в еще больших масштабах.
Это все очень похоже на каприз больного, которому все доктора ставят один и тот же диагноз, но который "на полпути" решает сменить семейного врача в надежде, что с новым ему станет легче, и лекарства будут не такие горькие. Не будет ни легче, ни слаще.
С точки зрения эмоциональной то, что сделали испанцы, вполне понятно. Социалисты надоели. Их правительство надоело. Премьер надоел. Тут тенденция, в целом, мало отличается от общеевропейской, и психологически все вполне объяснимо: пусть то же лекарство, но из других рук – эти мы уже видеть не можем. Даже медики скажут, что порой такой метод срабатывает.
Но сравните ситуацию с Грецией и Италией, и все логичное и объяснимое исчезает. В Афинах и Риме к власти пришли без всяких, заметьте, выборов "технические кабинеты". Они будут лечить больные финансовые организмы стран ампутацией целых бюджетных статей, урезанием большинства расходов на социальные, медицинские, образовательные нужды, а также пенсий, поднятием пенсионного возраста, увеличением налогов. Примерно все то же начала делать и Испания, еще при Сапатеро.
Но греки и итальянцы хотя бы будут в полном праве критиковать (ругать, крыть последними словами) свои правительства. Они были назначены в чрезвычайных ситуациях после отставки кабинета социалиста Папандреу в Греции и консерватора Берлускони в Италии. Но не избраны на всеобщих выборах. У испанцев такой роскоши оправдания не будет. Они сами вручили Рахою мандат на любые меры.
Нетипичный больной Еврозоны
Что и как будет делать новый премьер – точно никто не знает. Он пока объявил, что "чудес не будет", и надо будет экономить. Но в каких масштабах и на чем именно – вопрос.
Боль еврозоны: 5 причин краха Греции и Италии. Читать на сайте InoСМИ>>
Рахой, как признают его соратники, вообще отличается особой скрытностью. Поговаривают, что он уже подобрал кандидатуру нового министра финансов, но об этом ничего не знает даже сам избранник.
При всей схожести испанских финансовых и долговых проблем с проблемами остальных стран евро Мадрид – совсем не типичный больной еврозоны. И, справедливости ради, надо сказать, что испанцы зря так вот набросились на социалистов, надавали им тумаков и вытолкали из правительственных коридоров.
Не надо забывать, что из всех больших экономик еврозоны испанская была до кризиса 2008-го самой дисциплинированной. При вступлении в зону евро в 1999-м федеральный долг страны составлял всего 62,3% от ВВП. Условие иметь долг не выше 60% от ВВП было одним из главных при приеме. Правда, от него почти сразу и отказались, поскольку даже госдолг Германии при вступлении был выше установленного уровня (60,9%).
Невероятный и часто забываемый факт: вплоть до кризиса 2008-го правительства Испании успешно балансировали государственный бюджет, т. е., за исключением некоторых лет, они сводили его без дефицита.
В 2007-м соотношение государственного долга и ВВП у Мадрида составило мизерные 36%. И у Германии, и у Франции, не говоря уже о Греции и Португалии, этот показатель был в два, а то и в пять раз больше.
Испанцев погубила не правительственная расточительность, как греков, португальцев и отчасти итальянцев, а строительный бум начала 2000-х, который, кстати, был запущен при "народниках". (Тогда, с 1996 по 2004 год, у власти была как раз победившая в воскресенье Народная партия. И социалисты пожинали плоды этого строительного бума.)
Испания вплоть до 2008 года была одной большой стройплощадкой. Здесь скупали недвижимость желающие со всего мира. Строительные и девелоперские компании под спрос брали колоссальные займы у частных и государственных банков. То же самое делали провинциальные правительства и муниципалитеты, ждавшие наплыва туристов. Между 2004-м и 2008-м стоимость жилья подскочила на 44%, а после кризиса 2008-го рухнула.
У испанцев к настоящему времени федеральный долг оценивается в 488 млрд евро. К этому надо приплюсовать долги региональных правительств и муниципалитетов, которые в Испании имеют большую (гораздо больше, чем в остальных странах ЕС) финансовую автономию и распоряжаются своими бюджетами, а также вольны делать займы. Это, по данным Центрального банка страны, примерно еще 115 млрд евро. Получается общий федеральный долг за 600 млрд евро (у Греции — 350 млрд).
Но испанские газеты считают, что на деле многие долги скрыты, и реальный госдолг страны может составить даже более 700 млрд евро, то есть долговое бремя становится почти неподъемным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции