Рейтинг@Mail.ru
Союз Москвы, Астаны и Минска открывает новые возможности для Киева - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Союз Москвы, Астаны и Минска открывает новые возможности для Киева

© РИА Новости / Сергей Гунеев | Перейти в медиабанкТрехсторонняя встреча Д.Медведева, А.Лукашенко, Н.Назарбаева в Кремле
Трехсторонняя встреча Д.Медведева, А.Лукашенко, Н.Назарбаева в Кремле
Читать ria.ru в
Дзен
Появление Евразийской экономической комиссии создает для стран-членов Единого экономического пространства (ЕЭП) новую правовую ситуацию. И это - лишь одно из последствий московского саммита президентов России, Белоруссии и Казахстана, подписавших пакет документов по формированию наднационального органа управления интеграцией.

Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы - специально для РИА Новости.

Появление Евразийской экономической комиссии создает для стран-членов Единого экономического пространства (ЕЭП) новую правовую ситуацию. И это - лишь одно из последствий московского саммита президентов России, Белоруссии и Казахстана, подписавших пакет документов по формированию наднационального органа управления интеграцией.

Уже сейчас очевидно, что президент Лукашенко решил воспользоваться ситуацией, чтобы попытаться получить равнодоходные с российскими субъектами хозяйствования цены на газ.

Кроме того, Россия, став в ближайшем будущем членом ВТО, будет заинтересована в присоединении Белоруссии и Казахстана к этой международной торговой организации, что требует от Москвы, Астаны и Минска выработки общего алгоритма действий.

Интересно и то, что вступление России в ВТО снимает формальные преграды для подключения к Таможенному союзу Украины. Если та захочет.

Наднациональные органы - это особая правовая ситуация

Сейчас в ЕврАзЭС уже существует один наднациональный орган - Комиссия Таможенного союза, которая помогла запустить самый успешный пока интеграционный проект на пространстве бывшего СССР. Но введение в действие с января 2012 года Единого экономического пространства (ЕЭП) требует значительного расширения полномочий наднационального органа.

17 соглашений, регулирующих практически все экономические и миграционные вопросы ЕЭП, были подписаны еще в 2010 году. Сама же концепция Евразийского союза вместо размытых структур и договоренностей, которые в основном действуют в СНГ, требует использования других подходов.

На недавней встрече в октябре 2011 года в Санкт-Петербурге главы правительств "таможенной тройки" выработали основные принципы формирования нового наднационального органа - Евразийской экономической комиссии. Говоря о необходимости его создания, премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов отметил, что "это новая правовая ситуация, для нас еще не совсем опробованная".

Казахстанский премьер поднял крайне важную проблему - соотношение национальных и наднациональных органов управления в рамках ЕЭП. Эта проблема крайне актуальна и для России: первые месяцы действия Таможенного союза показали, что Федеральная таможенная служба (ФТС) страны слабо представляла, какими нормативными документами ей руководствоваться - нормами кодекса ТС или российского Таможенного кодекса.

Начало функционирования Единого экономического пространства затронет сферу деятельности десятков российских министерств и ведомств, и уже сейчас встает вопрос: не повторится ли проблема ФТС, только уже на новом уровне.

Основные проблемы

Перед наднациональным органом будет стоять два основных блока проблем: разработка дополнительной нормативной базы Евразийского союза и разрешение возможных разногласий между странами-участницами.

По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, наднациональным органам Евразийского экономического союза будут переданы 175 национальных полномочий стран-участниц.

Как известно, Назарбаев активно предлагает столицу Казахстана Астану на роль штаб-квартиры нового интеграционного объединения. Пока основные органы Евразийской экономической комиссии решено разместить в Москве, но, возможно, часть аппарата наднациональных органов все-таки будет в Астане. Этот шаг подчеркнет равноправность партнеров в новом интеграционном объединении.

Как и предполагалось, президент Белоруссии Александр Лукашенко особо оговорил интересы своей страны при формировании ЕЭП - Евразийского союза. Именно белорусская сторона предложила окончательный вариант структуры комиссии. Договором предусматривается создание двухуровневого органа в составе Совета комиссии и Коллегии комиссии, функции и полномочия которых разграничиваются.

Высшим органом управления формируемого Евразийского союза станет Высший экономического совет Союза на уровне глав государств, где решения принимаются консенсусом. Первым руководителем Комиссии Евразийского союза, как и ожидалось, станет Виктор Христенко. Особо чувствительные вопросы для стран-участниц будут выноситься на обсуждение именно на Коллегию комиссии.

Первым таким вопросом может стать настойчивое желание Минска получить равнодоходные с российскими субъектами хозяйствования цены на газ. Российское руководство пока гарантировало лишь "интеграционную скидку".

Помимо названных задач, создаваемому наднациональному органу придется решать и еще одну крайне важную - находить алгоритм взаимоотношений ЕЭП с ВТО.

ВТО не должна стать помехой

Россия может стать членом этой организации уже в нынешнем году. Для партнеров России по ТС - Белоруссии и Казахстана - это означает, что иностранные товары будут беспрепятственно попадать на белорусский и казахстанский рынок.

Безусловно, Россия (скажем, в отличие от Украины) смогла оговорить серьезные защитные меры как для своего внутреннего рынка, так и для рынка Таможенного союза в целом. Однако у ряда белорусских и казахстанских экономистов вызывает вопросы тот факт, что их страны по факту открыли свои рынки для импорта из стран ВТО, но при этом не получили никаких преимуществ для своего экспорта в эти страны.

Эта проблема наиболее актуальна для производителей Белоруссии: страны ЕС и США постоянно вводят антидемпинговые санкции и квоты на поставки белорусской продукции.

Выход здесь один - Россия уже как член ВТО и одна из крупнейших экономик в Европе должна содействовать скорейшему присоединению Белоруссии и Казахстана к международной торговой организации.

Перед создаваемой Евразийской экономической комиссией, но прежде - перед президентами трех стран стоит задача выработки общего алгоритма действий, который позволит Минску и Астане присоединиться к ВТО в ближайшее время.

Куда приведет новый этап интеграции. Читайте ИноСМИ >>

Подключение Украины?

На прошедшей в Москве встрече президент России Дмитрий Медведев особо подчеркнул: "сама жизнь подсказывает, что наше многоплановое взаимодействие - это огромный общий ресурс. Поэтому интерес к новой интеграционной структуре проявляют и другие партнеры по ЕврАзЭС, по СНГ".

Действительно, подобные экономические объединения наиболее эффективны при общем количестве населения от 200 миллионов и больше - в таком случае они становятся самодостаточными и меньше зависят от мировой конъюнктуры. Как известно, Киргизия - член ЕврАзЭС - уже выразила желание присоединиться к Таможенному союзу и в дальнейшем - к ЕЭП.

Присоединение России к ВТО снимает формальные преграды для подключения к интеграционным проектам ЕврАзЭС (и прежде всего к Таможенному союзу) Украины. Виктор Янукович в марте 2010 года, практически сразу после избрания президентом Украины, заявил, что Киев не может присоединиться к "таможенной тройке", которая находится вне ВТО. Сейчас это препятствие снято.

Украина, являясь членом ВТО, сама инициирует пересмотр обязательств по открытию своего рынка для импортных товаров. Киев хочет значительно поднять ввозные пошлины - в этом случае многие тарифы станут сравнимы с тарифами Таможенного кодекса ТС.

Тем не менее, намерения Киева в отношении интеграции со своими постсоветскими соседями очень серьезно зависят от тех документов, которые украинское руководство планирует подписать в конце декабря с Евросоюзом.

В случае подписания договора о создании Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС Россия может не ратифицировать соглашение о создании ЗСТ в Содружестве, которое весьма выгодно для украинских производителей.

Тем временем в Верховной Раде Украины в ближайшее время планируется создать межфракционную депутатскую группу в поддержку участия Украины в Евразийском экономическом союзе. Возглавить ее собирается депутат от Партии регионов Валерий Коновалюк.

Половине россиян близка идея Евразийского союза. Читайте ИноСМИ >>

К сожалению, информационное обеспечение интеграционных проектов ЕврАзЭС на Украине явно недостаточно и однозначно уступает подобным акциям со стороны институтов ЕС. Говоря проще, рядовой украинец не представляет себе, какие преференции получит от присоединения Украины к Таможенному союзу, а уж тем более к ЕЭП. Ведь пока все сводится к вопросу цены на газ, безусловно, важному, но далеко не единственному преимуществу членства Киева в ТС - ЕЭП.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала