Рейтинг@Mail.ru
4K: в сомнительной погоне за четкостью изображения - РИА Новости, 21.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
4K: в сомнительной погоне за четкостью изображения

Ворчалка № 168

© РИА НовостиЕвгений Козловский
Евгений Козловский
Читать ria.ru в
Дзен
Случившаяся несколько лет назад HD-революция, похоже, уже принесла главные доходы производителям и дисплеев, и проигрывателей, и, наконец, фильмов в новом качестве (в первую очередь – на Blu-Ray), – и доходы, надо полагать, больше не растут или растут незаметно. Дело понятное: за эти годы большинство уже поменяло свои старые телевизоры на новые, получив очень заметное улучшение качества картинки, и мотивов менять их на еще более новые пока не наблюдается.

Случившаяся несколько лет назад HD-революция, похоже, уже принесла главные доходы производителям и дисплеев, и проигрывателей, и, наконец, фильмов в новом качестве (в первую очередь – на Blu-Ray), – и доходы, надо полагать, больше не растут или растут незаметно. Дело понятное: за эти годы большинство уже поменяло свои старые, еще на ЭЛТ, телевизоры на новые, получив очень заметное улучшение качества картинки, и мотивов менять их на еще более новые пока не наблюдается. Некоторые из производителей попытались выправить положение через внедрение 3D технологий, – но здесь их ждало заметное разочарование: дай бог, чтобы им удалось отбить бешеные деньги, вложенные в продвижение 3D (подробности – в "Ворчалке" "3D-бум постучался и ушел").

И вот, нащупываются новые пути. Sony привезла в Москву проектор с разрешением 4K: VPL-VW1000ES 4K (ни на русском, ни на американском сайтах Sony я не обнаружил страничку, посвященную этому проектору, так что даю постороннюю).

Что такое 4K? Один из стандартов видеоразрешения (4096x2160 пикселей), используемый пока что, насколько мне известно, исключительно для сканирования старых фильмов (некоторые, широкопленочные, сканируют даже с разрешением 6K) с тем, чтобы сохранить как можно больше информации на будущее. Смотреть такие сканы сегодня если и можно, – то только в специально приспособленных для этого условиях, на специальной аппаратуре. Для широкого пользования такие сканы переводят в формат Full HD – 1920х1080, и в таком виде выпускают "в народ": Full HD поддерживается и большинством современных дисплеев, и воспроизводящей аппаратуры и, наконец, BluRay дисками. 4 же K – нет. Вот, – кроме отдельных выставочных аппаратов или этого вот сониевского проектора. Потому возникает вопрос: что через него смотреть?

Ну ладно. Это, положим, вопрос "первого телефона": кому по нему звонить. Появятся и следующие. Да вот и сама Sony рассказала о не то только что вышедшей, не то вот-вот должной выйти 4K видеокамере EX-FS100P. Хотя трудно представить себе человека (разве что очень уж богатого и из принципа "не желающего ничего пропускать"), который приобретет за 1200000 рублей проектор и не знаю, за сколько – камеру, чтобы снимать и смотреть отпускные и домашние кадры в разрешении, вчетверо (даже, чуть больше, чем вчетверо) большем, чем привычное сегодня Full HD.

Правда, Sony встроила в свой проектор специальный "повышающий" модуль, который позволяет преобразовывать Full HD картинку в картинку 4 K, – умножая и как-то интерполируя исходные пиксели. На презентации этот механизм был представлен: на два висящих рядом экрана была выведена одна и та же (через сплиттер) картинка, в одном случае в своем родном Full HD разрешении, в другом – преобразованная в 4K. Сказать по правде, я разницы (во всяком случае – очевидной и в плюс для 4K, – не увидел, но, может, меня несколько подвели не совсем уже, увы, молодые глаза.

Однако мне кажется, что и юные глаза потрясены бы не были: в преобразованной картинке ведь никакой новой информации не появляется (откуда бы ей взяться?!), – стало быть ничего реально добавочного в ее качестве нет. Ну, то есть, если приблизиться к экрану на вершок от него, едва ли не носом ткнуться, – вроде бы можно заметить чуть лучшую четкость контуров, – но тогда не видать картинки целиком. Если же удалиться, чтоб видеть ее полностью, – разницы в мелочах не заметно.

Когда только-только стали появляться blue-ray проигрыватели, их производители и продавцы весьма широко рекламировали способность улучшать DVD-картинку до качества blu-ray’ной. Я еще тогда в этом усомнился (то есть в реальном улучшении картинки) и даже провел (и описал) несколько тестов с фотками "обычной" и "улучшенной" картинки: на мой вкус, так порой "обычная" была даже лучше, а, если лучшей казалась "улучшенная", – это был чисто обман зрения. Выигрывая в одном, мы проигрывали в другом. Это закон природы, и тут, полагаю, никакая технология ничего не поделает.

Но давайте вообразим себе, что мы каким-то образом разжились настоящей 4K картинкой? Неужели мы увидели бы на экране разительно отличающееся от Full HD картинки качество? Очень маловероятно. И вот почему.

При определенном качестве экрана (а нынешние в большинстве – очень хороши) и при правильном расстоянии просмотра, нынешний стандарт (Full HD) практически укладывается в разрешение человеческого глаза, ну – плюс-минус чуть-чуть. То есть, у меня нет ощущения, что сегодня главное препятствие на пути улучшения картинки представляет собой именно ее разрешение. Качество Full HD картинки не идеально в первую и главную очередь – в ее очень сильном сжатии, статическом и динамическом (поэтому, кстати, во время демонстрации даже на 4K экране отчетливо было видно, как "ломались" на панорамах ветки. И – я не видел, но по всему своему опыту убежден, – что, если в одном и том же разрешении представить на соседних экранах картинку обычную, сжатую "вдоль и поперек", и чистую, несжатую, – разница бы бросилась в любые глаза.

Однако, уменьшить сжатие картинки или от него отказаться (со звуком с приходом BD ровно так и получилось, – но там совсем другие потоки!) – значит резко, на порядки, изменить толщину пропускающих информацию каналов, изменить принятые стандарты, принудить производителей воспроизводящей аппаратуры к ее полной перестройке. А потом еще принудить и покупателя к приобретению этой новой аппаратуры. А потом еще в массовом количестве выпустить носители, способные уместить на себя столько информации.

Ни двух-, ни четырехслойный Blu-ray диск к такому не способен, а ничего в этом отношении нового на горизонте реально не видать. Более того: Sony пообещала приложить усилия к выпуску фильмов своей студией в разрешении 4K, но – во всяком случае пока – на тех же BluRay дисках, то есть сжатыми настолько, что увеличение размера картинки не сумеет компенсировать выросшие артефакты сжатия. Скорее даже наоборот. Короче, все это мне представляется задачей куда более сложной, чем просто механическое увеличение числа пикселей на проекторной матрице, и совсем не факт, что технологически эту задачу можно будет не сравнительно легко решить на традиционных дисплеях. Например, слишком маленьких "плазм" не производят сегодня в первую очередь потому, что не умеют производить достаточно маленькие газосветные колбочки.

Нет, понятное дело: выпустить 4K проекторную матрицу – дело технологически сложное, почти головоломное, и Sony можно только восхищенно по этому поводу поаплодировать, – однако вряд ли ее выпуск хоть как-то повлияет на широкое, "всенародное" изменение стандарта видео.

То есть, боюсь, что производителям дисплеев, проигрывателей и фильмов на дисках придется мириться с резким падением прибыли еще сравнительно долгое время. До появления более ярких, более революционных и, главное, более заметных глазу простого покупателя решений.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала