Накануне Форума европейских и азиатских медиа в Астане на вопросы РИА Новости ответил его участник Cаймиддин Дустов, председатель совета редакторов еженедельника "Нигох" (Таджикистан).
- Какова в целом ваша оценка состояния (политического, экономического) постсоветского пространства?
- Общественно-политическая ситуация на территории бывшего Советского Союза имеет достаточно пестрый характер. В этом калейдоскопе странностей есть состоявшиеся государства с успешной экономикой и вполне демократической формой организации власти, такие как Латвия, Эстония, Литва, есть такие же стабильные, но фактически с диктаторскими режимами, как Узбекистан и Беларусь. Здесь же вполне парламентский Кыргызстан соседствует с нищим и авторитарным Таджикистаном и с более или менее благополучным Туркменистаном. С каждой из этих стран играет в свои игры Россия.
К сожалению, после двадцати лет госстроительства и будто бы осуществления глубинных реформ, тотальная коррупция, неэффективный государственный менеджмент, недифференцированная экономика, отсутствие веры в демократические ценности у большинства населения, низкий уровень жизни и социальная незащищенность, правовой нигилизм, национальный сепаратизм, ксенофобия и даже фашизм все еще объединяют эти страны и измученные народы. При этом, конечно же, есть малые истории успеха у каждой страны, и если не считать прибалтийские страны, думается, прежде всего у России, Казахстана, Грузии и Азербайджана. Хочется верить, что в условиях быстро меняющегося миропорядка каждый из этих народов, в рамках существующих границ и государств, все же найдет свое место.
- А какова роль СМИ в интеграционных процессах на пространстве СНГ?
- Роль СМИ в интеграционных процессах достаточно значима с точки зрения создания общественного мнения, но вопрос в том, сочтут ли нужным считаться с мнением своих народов авторитарные правители?
Я убежден, что большинство нерусскоязычных независимых СМИ в странах Центральной Азии (где они есть, конечно), будут противостоять проекту интеграции, и в т. ч. потому, что Россия пока не научилась работать с независимыми СМИ.
- Насколько независимы СМИ Таджикистана от политических и финансовых структур, государства. Возможна ли политическая и профессиональная независимость СМИ в условиях экономического кризиса?
- В Таджикистане, в отличие, скажем, от Казахстана, основные независимые печатные ("Фараж", "Миллат" (Нация), "Нигох" (Взгляд), "СССР", "Озодагон", "Азия-плюс", "Вечерка") и электронные СМИ ("Авеста", "Тоджньюс", радио "Имруз", радио "Ватан") организованы самими журналистами, и к тому же малобюджетны. Именно по этой причине они не зависят от политических партий, финансовых структур и не подвержены воздействию колебаний на рынках.
- Следует ли вводить государственное или какое-либо иное регулирование СМИ? В каких случаях это необходимо?
- Любое воздействие малоэффективного госменеджмента пагубно для СМИ, поэтому было бы целесообразно запретить любое госрегулирование в этом секторе.
- Каковы состояние национального сектора Интернета и роль социальных сетей в Таджикистане? Есть ли необходимость регулирования Интернета в целом или отдельных медийных проектов, работающих в этом секторе? Возможно ли это в принципе?
- Таджнет, или таджикский сегмент Интернета, слабо развит в силу дороговизны доступа к Сети, ограниченности национального контента и т. н. "проблемы таджикского шрифта". Средняя цена доступа к Сети в 10 долларов за месяц неподъемна для 2 млн. экономически активного населения семимиллионного Таджикистана, где, по официальным данным, 45% населения живут за чертой бедности. Месячная аудитория Таджнета составляет чуть более 200 тысяч.
При этом 1 млн. 850 тысяч людей имеют техническую возможность доступа к Интернету, из них порядка 450 тысяч посредством мобильных устройств.
Таджикистан нуждается в большей вовлеченности в Интернет, но пока все идет самотеком.
Среди таджикистанских пользователей очень популярны российские социальные сети. В последнее время набирает обороты Facebook, там уже более 30 тысяч таджикистанцев.