Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
На завершившемся на выходных в Гонолулу ежегодном форуме АТЭС получено еще одно подтверждение того, что организация выстраивает единую тихоокеанскую экономическую систему. США, после многих лет затяжек, все-таки присоединились к программе "Деловая карточка путешественника АТЭС". Вроде бы пустяк, но без таких пустяков вряд ли удалось бы достичь региональной экономии (снижения торговых издержек) на сумму в 58,7 миллиарда долларов.
Остается теперь, чтобы то же сделала Россия – а куда ей деться, если она только что стала следующей страной-председателем АТЭС?
"Золотая карточка"
АТЭС – это прежде всего бизнес. Среди множества встреч в рамках форума центральную роль играет конференция глав крупнейших корпораций (CEO Summit). Вот перед ними-то и выступил президент США Барак Обама, сообщивший, что он только что подписал закон о "золотой карточке" АТЭС. Раздались аплодисменты.
В обзоры основных мировых СМИ эта новость не попала – она не всем понятна. А секретариат АТЭС, ведущий круглогодичную рассылку ключевой информации по решениям организации, сделал эту новость главной, наравне с сообщением о подписании итоговой "Декларации Гонолулу". На самом же деле она еще главнее, потому что декларации читают немногие. А тут – 100 000 очень серьезных людей, которых новость о "золотой карточке" касается непосредственно.
История начиналась в первые годы века, когда борьба с терроризмом превратила въезд в США в настоящий кошмар. Администрация Джорджа Буша и слышать не хотела о "несвоевременной" идее АТЭС насчет каких-то карточек. Хотя последние не то чтобы даже обеспечивали безвизовый въезд в США людям из 20 экономик АТЭС по периметру Тихого океана – а всего-то упрощали процедуры въезда.
Сейчас, после подписанного Обамой закона, деловые люди из стран АТЭС могут проходить по ускоренной и упрощенной процедуре собеседования для американской визы и пользоваться особыми, как для дипломатов, коридорами и стойками в аэропортах. Не более того.
Но главное здесь в том, что теперь, благодаря Обаме (и Конгрессу США), американские бизнесмены получат такие же привилегии по всему Тихому океану, от Японии до Перу. Так что они хлопали президенту громче прочих.
Просто так карточку не получить. В каждой тихоокеанской экономике есть деловые структуры, участвующие в работе АТЭС, они и выдают эту привилегию. И не всем подряд, а действительно заметным лидерам бизнеса на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Всего пока что не более 100 тысяч человек на весь Тихий океан.
Наш Шенген
Естественным кажется вопрос – если в тихоокеанском регионе идет экономическая интеграция, то будет ли там нечто похожее на Шенген, то есть никаких границ для всех жителей всех членов АТЭС? Будет ли единое пространство беспрепятственного перемещения – единое для России, Брунея, Канады, Чили, в общем – всех?
Самый очевидный ответ – никогда. Та же Америка привыкла считать себя крепостью, куда стремятся проникнуть толпы обездоленных, для которых статуя Мисс Либерти, может, и поднимает факел – но по квотам.
Но и у средних по развитию стран региона есть иммиграционные проблемы. Допустим, рабочие из относительно бедной Индонезии создают проблемы для богатой Малайзии. Все как везде.
Но дальше начинаются нюансы. По крайней мере, в странах Юго-Восточной Азии борются с нелегальным наймом мигрантов уже в самих странах и не очень верят в визовой режим. Все 10 стран этого региона (входящие в АСЕАН, большая часть их одновременно и члены АТЭС) давно уже устроили у себя полный Шенген и от этого не страдают.
Более того, там полный Шенген и для России. Мы можем въезжать куда на трое или пять суток, куда – на три недели, просто получая штамп в паспорте. Или, например, в Гонконг можем, а в Китай в целом – нет. Это – наше пространство. Но оно и американское, для граждан США тоже делается штамп в паспорте при прилете.
Однако если взять всех членов АТЭС, а это 21 очень разная экономика, то ничего единого для всех там нет. Упрощенный въезд лишь для тех, кто реально сближает своим бизнесом это разношерстное сообщество, был очевидным и практичным выходом из положения.
Уже приходилось упоминать про одну из работающих в АТЭС программ, ставящих целью снизить издержки при ведении бизнеса. Так вот, программа показала, что снижаются они более всего за счет экономии времени. В том числе времени на оформление виз.
Держатели "золотых карт" (а они – часть той самой программы) экономят, как показали опросы, 43,3% времени на визовые процедуры и 54,4% времени на процедуры у иммиграции в аэропорту. И в общем снижении издержек на 58,7 миллиарда долларов по региону между 2007 и 2010 годами вклад "золотых карт" считается существенным.
Всего в схеме "золотой карты" участвовали 18 из 21 экономик АТЭС. То есть ускоренная иммиграция по ним была введена везде, а вот упрощенное получение виз – нет.
Сегодня, после того как Америка осознала, что ей это выгодно, осталось еще двое осторожных, в том числе Россия. Но вряд ли стоило ожидать, что хозяйка следующего форума АТЭС (Владивосток, 2012) смогла бы во время своего председательства держать границу на замке для инвесторов и прочих людей из делового мира. По информации из оргкомитета форума, к "карточной схеме" мы тоже в течение следующего года присоединимся.
Океан и капля
В Гонолулу произошло вообще-то много интересного. Философию нового этапа интеграции Тихоокеанского региона можно увидеть в итоговой декларации. Как в очередной раз поругались главы двух крупнейших экономик мира – США и Китая – тоже забавная история.
Если вкратце, Обама наступал (к радости своих избирателей), Ху Цзиньтао реагировал мрачно. Президент США требовал от Китая открывать рынки для американских товаров и "играть по правилам", если он уже стал таким большим. Китайский лидер отвечал асимметрично – выдвинул концепцию инновационного развития китайской экономики.
Так же интересна судьба американской попытки создать "параллельный АТЭС" – зону свободной торговли, куда, как объявили в Гонолулу, войдут члены АТЭС Бруней, Чили, Новая Зеландия, Сингапур, Австралия, Малайзия, Перу и Вьетнам. (Китай вести переговоры на эту тему не приглашали). Со списком все ясно, но как будет выглядеть их свободная торговля, как именно соглашение будет оформлено – увидим в лучшем случае через год.
Но это все политика, имеющая к АТЭС косвенное отношение. Что же касается реальной тихоокеанской интеграции, то история с "золотой карточкой" – та самая капля воды, по которой куда проще понять, что такое океан.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции