Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Легендарный Вахтанговский театр 13 ноября отметит 90-летие. На этот раз актеры во главе со своим худруком режиссером Римасом Туминасом решили отказаться от праздничного показа своего самого известного спектакля "Принцесса Турандот", поставленного основателем театра Евгением Вахтанговым в 1922 году, и создали, по словам Туминаса, "спектакль-мессу памяти людей и истории театра".
Государственный академический театр имени Вахтангова в этом году перестал быть дворцом принцессы Турандот. К своему 90-летию, отмечаемому 13 ноября, он превратился в "Пристань" - подготовил бенефис своих лучших актеров, который художественный руководитель театра Римас Туминас называет "спектаклем-мессой памяти людей и истории театра".
Театр как порт
"Пристань - это образ изменений, это место, где встречаются, куда прибывают и откуда бегут люди, - пояснил РИА Новости Туминас. - Все меняется: человек, его судьба. Мы пассажиры в этой жизни, так же как и артисты на сцене".
Жизнь подобна вокзалу или морскому порту, говорит режиссер: "Угрюмый, огромный, таинственный и пустой, этот порт оживает с появлением каждого нового персонажа, собирая разные истории, театральные и человеческие".
"Это подношение театра будущему", - гласит афиша спектакля.
В чертогах Турандот
В этом году театр решил отказаться от своей визитной карточки - праздничного, сказочного спектакля "Принцесса Турандот" по пьесе Карло Гоцци.
"Театр всегда славился своими праздниками, но сегодня их украли различные шоу, - объясняет РИА Новости это решение Римас Туминас. - Мы должны не повторяться, а быть изобретательными первооткрывателями".
Молодежному коллективу Вахтангова, называвшемуся тогда Третьей студией МХТ (Московского Художественного театра), был в ту пору всего год. Самой известной его постановкой к тому моменту был спектакль "Чудо святого Антония" по Метерлинку, день премьеры которого, 13 ноября 1921 года, собственно, и считается днем рождения театра.
Но уже инсценируя "Принцессу Турандот", молодые артисты смогли сделать зрелую, профессиональную постановку и превратить театр в праздник, как им завещал Вахтангов.
Завещал - потому что премьера "Принцессы Турандот" прошла в конце февраля 1922 года без Евгения Вахтангова. Он был тяжело болен. Режиссера не стало в мае того же года.
А театр только еще начинал жить, расправлял крылья. Вахтангов успел сделать ему чудотворную прививку от скуки - внес в него карнавальное веселье итальянской комедии дель арте (commedia dell’arte), подвижную стихию импровизации, гротеска, феерии. Театр уходил от прямолинейных высказываний, любил иносказания, "игру в сказку".
Без этого театра не было бы драматургии Евгения Шварца. Он заимствовал у театра Вахтангова способ рассказывать серьезные истории языком сказки. Один из ярчайших советских театральных режиссеров Георгий Товстоногов называл себя учеником Вахтангова. Юрий Завадский, много лет работавший главным режиссером Театра им. Моссовета, и Юрий Любимов, основатель Театра на Таганке, начинали карьеру в Вахтанговском театре.
Не случайно Владимир Высоцкий в стихотворении к 50-летию Вахтанговского театра назвал его "старшим братом" Театра на Таганке и шутил, что из этого театра уходят сразу в "главрежи"…
Турандот - властительница дум
"Принцесса Турандот" с момента премьеры влюбила в себя публику настолько, что на вечеринках бесконечно звучал вальс из спектакля, молодежь опрыскивала себя духами "Принц Калаф".
Сама премьера "Турандот" в 1922 году была настолько громкой, с восторгами Станиславского, неистовыми криками радости актера Михаила Чехова, безумством зрителей, что на нее старалась попасть вся Москва.
А в 1930-е - 1940-е годы, когда сказочная стихия была изгнана из советского театра, а на сцене шли в основном политизированные спектакли, зрители часто вспоминали "Принцессу Турандот" как пример праздничной, фантазийной постановки, которая радовала и сердце, и ум.
В спектакле сюжет сопровождался уморительными лирическими отступлениями - хохмами и розыгрышами актеров, которые острили по поводу современности.
В начале 1990-х вышла новая версия "Принцессы Турандот" - с постперестроечными шутками. Со временем эта версия устарела. Спектакль мало-помалу превращался в обветшавшую музейную ценность. Театр пытался восстановить спектакль 1963 года, с теми же актерами, но удачи это не принесло.
Пять лет назад худсовет театра решил приостановить спектакль, чтобы он, по словам Василия Ланового, "почистил перышки". "Мы попробуем спектакль вернуть, но я еще не понимаю, как", - сказал тогда худрук театра Михаил Ульянов.
В этом году "Принцесса Турандот" стала историей.
Репертуар на все вкусы
За годы своей жизни театр успел поставить многие произведения русской классики (Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Достоевского, Толстого, Чехова) и пьесы Шекспира, Мольера, Гоцци, Шиллера, Метерлинка, Шоу.
Специально для театра Михаил Булгаков в 1926 году написал "Зойкину квартиру". Этот сатирический спектакль запретили по решению Наркомата просвещения в 1929 году с формулировкой "искажение советской действительности".
Случись такая ситуация чуть позже и с другим театром, его бы, вполне возможно, закрыли. Но театр в те годы был любимцем Иосифа Сталина, который часто бывал там. И когда в 1932 году в Вахтанговке Николай Акимов поставил не просто эксцентричного, а хулиганского "Гамлета" с музыкой Дмитрия Шостаковича, спектакль поругали, но репрессий не последовало.
В 1930-е в театре шли пьесы Максима Горького и Николая Погодина - это была "охранная грамота" для театра и актеров. Горький первым дал определение социалистического реализма, а Погодин следовал его духу и букве. Но, несмотря на такой репертуар и на заступничество высокопоставленных театралов, некоторые артисты пострадали. Не раз арестовывали, например, мужа актрисы Цецилии Мансуровой, графа Николая Шереметева.
После идеологической "стужи", в годы "оттепели", театр, как и множество других коллективов, уже не боялся острых шуток. В его репертуаре появилась современная драматургия - например, пьесы Алексея Арбузова, который любил смешивать жанры и сюжеты - героические с лирическими.
В этом смысле Арбузов был типично вахтанговским драматургом, игравшим на контрастах, в разных тональностях. Его "Иркутская история", в 1960 году поставленная Евгением Симоновым (сыном Рубена Симонова), посвящалась Юлии Борисовой - приме театра. Она же играла в спектакле.
В 1990-е - 2000-е годы театр сыграл много русских классических пьес. Одной из самых интересных постановок был спектакль "Ревизор" Римаса Туминаса 2002 года. В роли Городничего блистал Сергей Маковецкий, актер, который может сыграть любую роль: от интеллигента до криминального авторитета. Маковецкий сделал Городничего полутрагическим героем, показал крушение судьбы самоуверенного человека.
Вахтанговская плеяда
"Театр - живой организм, он требует прилива новой крови через каждые 7-9 лет, иначе спад и неизбежное старение", - сказал Римас Туминас РИА Новости.
Нынешние актеры Театра имени Вахтангова, по словам Туминаса, быстро реагируют на время и жизнь. "Это естественное состояние человека, который ощущает себя постоянно в пути, но в жизнь он вглядывается, чуть поднявшись выше, в полете", - замечает режиссер.
Посмотрите фотоленту "Театр-праздник" имени Вахтангова: 90 лет в спектаклях и лицах" >>
Современные звезды театра - одновременно популярные киноактеры: Мария Аронова, Максим Суханов, Юлия Рутберг.
Марию Аронову критики называют актрисой универсального дарования. Максим Суханов в роли Сирано де Бержерака в одноименной пьесе Ростана привлек в Театр имени Вахтангова всю Москву. "Медиум, волшебник", "безумец и гений", - писали о Сирано в исполнении Суханова газеты. Его король Лир был воплощением трагедии.
Легендами театра были и остаются Василий Лановой, Юлия Борисова и Юрий Яковлев.
Людмила Максакова сыграла в театре множество ярчайших ролей, начав в 1961 году с роли Лауры в "Маленьких трагедиях" Пушкина. А в 1960-1970-е она уже играла на сцене Ольгу Книппер-Чехову, Николь ("Мещанин во дворянстве" Мольера), Марию в "Конармии" Бабеля, Мамаеву ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), леди Анну в "Ричарде III" Шекспира, Жорж Санд, герцогиню Мальборо, Анну Каренину. Ее героини - волевые и загадочные, гордые и цельные, с чертовщинкой во взгляде и властным обаянием.
"Я скоморох и трагик, - говорил о себе замечательный актер Михаил Ульянов, возглавлявший театр с 1987 года в течение 20 лет. - Скоморох, потому что смешу людей. Трагик - потому что люблю и ненавижу, страдаю и умираю на сцене в тысячах образов".
В театре и кино Ульянов создал образы героев, совершающих великие поступки и испытывающих сомнения, эмоциональных, правдивых, ироничных, страдающих. Лучшие его роли - генерал Чарнота в фильме "Бег", Дмитрий Карамазов в "Братьях Карамазовых", Ричард III в одноименной театральной постановке, Антоний в "Антонии и Клеопатре".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции