Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности РФ, будет одним из участников Форума европейских и азиатских медиа в Астане. Он убежден, что средства массовой информации как мощный канал распространения восприятий способны формировать определенное общественное мнение по отношению к деятельности топливно-энергетического комплекса.
Широко известно, что доходная часть российского бюджета на 50% формируется благодаря поступлениям от нефтегазового комплекса. На самом деле это заниженная оценка - сюда нужно добавить мультипликативный эффект от отрасли, формирующей спрос на трубы, а, значит, металл, уголь, железнодорожные перевозки. Однако позитивного отношения к отрасли у российских СМИ нет.
В итоге отрасль, без преувеличения кормящую страну, порой выставляют причиной всех российских бед. Общим делом многих медиа стали обвинения в адрес нефтегаза в том, что это архаичная отрасль, которая тянет нас за ноги в прошлый век. В то время как перед страной встают новые инновационные горизонты, об отрасли в СМИ пишут при помощи мистическо-медицинских терминов: "проклятье", "болезнь", "игла".
Посмотрите любую из электронных библиотек, и вы убедитесь, что за год в российских СМИ публикуется несколько сотен статей на тему ресурсного или сырьевого проклятья, а также голландской болезни. Именно их называют основными причинами отсталости российской экономики. С начала 2011 года в печатных, электронных и интернет-СМИ словосочетание "нефтяная игла" было использовано более 1300 раз.
А теперь давайте почитаем канадскую прессу - а ведь в Канаде роль сырьевого комплекса также огромна. Там темы ресурсного проклятья вообще нет в медийном поле. Наоборот, СМИ активно обсуждают новые прорывные проекты добычи углеводородов в провинции Альберта, которые должны придать новый импульс развитию канадских технологий.
В России же нефтегазовая отрасль считается едва ли не препятствием на вожделенном инновационном пути. Якобы добыча углеводородов мешает встать нам на инновационные рельсы. И все это "благодаря" СМИ, которые растиражировали представление о добыче нефти и газа как о примитивных отраслях промышленности, где "копнул лопатой - и пошла нефть".
В реальности нефтегазовая промышленность вовсе не противоречит инновациям. Она на самом деле формирует запрос на них. Потому что добыча нефти и газа сегодня - сложнейшая технологическая задача. Посетите современный завод для сжижения газа, или платформу для глубоководного бурения, или центр управления системой подводных трубопроводов для доставки газа на берег с морских месторождений - и сами убедитесь. В российских же СМИ очень легко встретить лозунги вроде "перейти от нефтяной иглы - к инновациям и росту инвестиций".
Кроме того, в России все это приправлено и другими сюжетами: что нефти осталось на 30-50 лет, что на европейском рынке нас скоро окончательно выбьет катарский и туркменский газ, что скоро вообще весь мир перейдет на сланцевый газ или на солнечные батареи. Никто не желает нашему нефтегазовому комплексу столько бед, сколько наша пресса. И зачастую нет желания разбираться в том, что происходит на самом деле.
Конечно, далеко не все СМИ кормят читателя стереотипами. Однако тут важен общий вал, общий настрой. Ведь современные СМИ, увы, предпочитают пускать информацию, которая не столько стимулирует дискуссию, сколько обходит ее, предлагая уже готовые суждения и мнения. В итоге современный человек вроде бы утопает в информации - но при этом его реальная осведомленность сокращается.
Думается, что СМИ пора отказаться от тиражирования расхожих штампов. Я абсолютно убежден, что помимо функции информирования СМИ должны брать на себя и функцию качественной интерпретации событий. Отличительными чертами сегодняшних СМИ должны стать не только оперативность, мультимедийность, красочность. Но и безусловная компетентность. Неплохо бы этот принцип использовать и в отношении энергетики.