Отныне в столице Эквадора городе Кито быки не будут умирать на арене в присутствии горожан, которые собираются на традиционный праздник боя быков, приуроченный ко дню города, отмечаемому 6 декабря. Столичный муниципалитет подчинился результатам опроса общественного мнения, в результате которого 54% жителей столичного региона высказались против того, чтобы спектакль завершался публичной казнью быка. Согласно новым правилам финальный танец матадора, во время которого побеждённое животное должно быть заколото на глазах у разгорячённых почитателей корриды, исключён из традиционного многоактного действия. Удар пикой теперь должен стать символическим. Но жизнь быка при этом решении отнюдь не гарантирована. По новому сценарию проведения корриды никто не может сказать однозначно, что будет происходить с животным уже за высокой оградой, отделяющей арену от загона: суждено ли ему умереть или остаться в живых.
Новые правила не на шутку взбудоражили общественное мнение. Противники боя быков, не удовлетворились решением муниципалитета, которое принималось при усиленной охране местной полиции. Новая мера, по их мнению, является половинчатой, поскольку истязание быков пиками и бандерильями в первых двух актах корриды всё равно ведёт к страданиям и вероятной мучительной смерти животных. Их цель - продолжение борьбы до полного запрета этого неоднозначного спектакля. Сторонники боя быков со своей стороны также готовы биться до конца в защиту проведения этого состязания. Они не могут смириться с тем, что разворачивающееся действие по новому сценарию не сможет стать триумфом одного из участников боя. Новые правила с их точки зрения ограничивают принцип свободы состязания, ведь сам тореадор рискует не меньше свирепого животного.
Дальше - больше. Тореадор по новым правилам уже не может именоваться матадором, поскольку уже не является убийцей. Он останется всего лишь профи, демонстрирующим искусство владения плащом, или мулетой, перед мордой разъярённого быка. Вознаграждение тореадора в виде ушей или хвоста животного будут носить теперь символический характер.
Председатель Ассоциации по проведению корриды Эквадора заявил, что тореадоры отказались от зачисления предложенных новыми правилами баллов по результатам финального действия в качестве критерия определения их искусства при проведении боя, что позволяло бы им подниматься в международном рейтинге участников боя быков. Этот рейтинг для матадоров, рискующих своей жизнью, традиционно определялся количеством завоёванных ушей и хвостов поверженных быков.
Уже не одно десятилетие бой человека с быком становился в столице Эквадора центральным событием праздничной ярмарки, посвящённой славе Христа Всемогущего. Её название связано с событиями середины прошлого столетия, когда группа молодых предпринимателей во время строительства новой столичной арены для боя быков обратилась за финансовой поддержкой к иезуитской церкви. Деньги на строительство монументального стадиона у одной из самых богатых церквей мира конечно же нашлись. Но воспользоваться ими энтузиастам стало возможно при одном условии. Праздник боя быков на новой арене должен был быть посвящён Христу Всемогущему и совпадать по срокам проведения с днём Кито. Сделка состоялась. Условие было выполнено. Праздник Христу Всемогущему в высокогорной столице Эквадора проводится в заключительные дни ноября и перетекает на начало декабря, совпадая, таким образом, как это и было задумано отцами-учредителями, с днём города.
Случайно ли церковь поставила такое условие? Что может кровавая бойня иметь общего с именем, олицетворяющим искупление для ныне живущих и верующих христиан. Думается, что нет. Достаточно вспомнить, что в католическом мире, где традиции противостояния тореадора и быка продолжают жить, коррида олицетворяла собой главное: победу человека над природой, торжество христианской религии над язычеством. Ему посвящена и Его славой освящена эта кровавая битва, в результате которой Ему будет принесена кровавая жертва. Парадокс заключается в том, что символическое принесение в жертву быка в результате корриды само по себе является отголоском языческих традиций, существовавших до прихода в мир Сына Божьего.
Девять дней праздника, девять спектаклей с участием 36 быков, которые выйдут на арену, чтобы биться за жизнь и спастись милостью Божьей, получив индульгенцию по решению нескольких тысяч собравшихся горожан, выпросивших у председателя корриды жизнь для бедного животного, или умереть, проиграв бой, уйдя с арены… По замыслу организаторов корриды в Кито она должна была стать самым впечатляющим праздником в странах Латинской Америки, где продолжают проводить бои.
Впрочем, изменения в правилах коснулись только столичного региона. В 95 кантонах страны жители высказались за традиционный сценарий проведения боя быков. Кто-то поговаривает, что быки, оставшиеся в живых после столичной корриды, будут перевезены в провинцию, чтобы умереть по всем канонам тавромахии.
Организаторы традиционной корриды, не без основания опасаясь, что праздник в новых условиях потеряет зрелищность и не будет востребован жителями столицы с таким же энтузиазмом, как и ранее, обсуждают альтернативный вариант. Так, он может быть перемещён из столичного региона, например, в ближайший кантон Мехиа, где местные жители дали отпор "вегетарианским" поветриям. Город Мачачи, столица этого кантона, расположен всего лишь в получасе езды от Кито.
Точка в вопросе, как же всё-таки будет проведена коррида в этом году, ещё не поставлена. Ну а пока столичный муниципалитет постфактум заявляет, что праздник боя быков является важной частью жизни жителей Кито. Своей обязанностью он считает необходимость развивать и углублять эту традицию, поскольку она является важной культурной и исторической составляющей в идентификации жителей Кито. Приживётся ли коррида без финальной сцены, являющейся триумфом матадора, покажет время. Ждать осталось недолго.
Александр Мартьянов