Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
Открывая небо над Владивостоком, российские власти убивают сразу двух зайцев: репетируют вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и компенсируют средства, вложенные в реконструкцию аэропорта этого города, считают эксперты.
Минтранс во вторник объявил о решении снять существующие ограничения на полеты иностранных авиакомпаний в международный аэропорт Владивостока (МАВ). Как сообщил агентству "Прайм" представитель ведомства, статус "открытого неба" теоретически может быть введен и в других российских аэропортах.
Сегодня воздушные перевозки между Россией и другими странами регулируются двусторонними межправительственными соглашениями. В них прописываются авиакомпании с той и с другой стороны, которые могут работать на каждом направлении, а также количество рейсов, которые они могут выполнить за определенный промежуток времени.
По ныне действующим правилам самолеты иностранных авиакомпаний могут совершать промежуточные посадки на территории России только для дозаправки. Брать на борт или высаживать пассажиров они не имеют права, как не могут и принимать и выгружать грузы.
Согласно заявлению Минтранса, в аэропорту Владивостока вводится так называемая "пятая свобода воздуха", которая позволяет иностранным перевозчикам не только летать во Владивосток так часто, как они пожелают, но и брать на борт пассажиров и грузы.
Кому нужно открытое небо?
"Безусловно, режим "открытого неба" дает нам широкие возможности. Эффект от его введения мы рассчитываем увидеть уже в сезоне "лето-2012", – заявил генеральный директор МАВ Максим Четвериков, не уточнив, правда, какой именно ожидается эффект.
Независимые авиационные эксперты полагают, что речь идет, в первую очередь, об увеличении прибыли аэропорта за счет увеличения пассажиропотока. А он может значительно возрасти, поскольку с точки зрения международных трасс МАВ расположен удачно.
"В случае открытия доступа в аэропорт Владивостока там может появиться мощный пассажиропоток. В частности, это авиасообщение с Юго-Восточной Азией, Китаем. Владивосток может выступать как некий транзитный узел в Европу, в Северную Америку. Потенциальный пассажиропоток там есть, и немалый. Особенно с учетом бурного экономического развития Китая", – отметил в беседе с РИА Новости главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.
За 2010 год аэропорт обслужил немногим более миллиона пассажиров. По оценкам экспертов, режим "открытого неба" позволит увеличить пассажиропоток в два-пять раз.
Если вспомнить о том, что идея открыть небо над Владивостоком принадлежит руководству аэропорта Шереметьево, которое готовит МАВ к саммиту АТЭС, цель введения такого режима становится очевидна – вернуть деньги, потраченные на эту подготовку.
Для того, чтобы привести аэропорт в порядок к саммиту, намеченному на 2012 год, президент Дмитрий Медведев в 2008 году своим указом передал контрольный пакет МАВ руководству Шереметьево. С тех пор государство вложило в реконструкцию аэропортового комплекса 12 миллиардов рублей, еще шесть миллиардов инвестировал аэропорт Шереметьево.
В июле этого года гендиректор Шереметьево Михаил Василенко заявил, что окупить эти вложения можно, только создав во Владивостоке хаб для иностранных авиакомпаний, а для этого нужен режим "открытого неба".
"Пробный шар" на пути к ВТО
Есть и другая причина для введения во Владивостоке режима "открытого неба" – это подготовка России к вступлению в ВТО, которое, как ожидается, может состояться до конца этого года.
"Нам придется присоединиться к программе открытого неба. Это одно из необходимых условий для вступления в ВТО, поскольку принципы Всемирной торговой организации подразумевают исключение всех барьеров", – пояснил РИА Новости Роман Гусаров, добавив, что в США и странах Евросоюза такой режим действует уже давно.
Поскольку присоединение к ВТО предполагает создание режима "открытого неба" на всей территории страны, российские власти решили сначала обкатать его в одном регионе, полагает эксперт.
"Обычно, когда у нас [в России] появляется некая инициатива, ее вводят в отдельных областях в качестве эксперимента, а потом распространяют на всю территорию страны, – говорит Гусаров. – Возможно, аэропорт Владивостока – некий полигон для обкатки новых условий существования. Я это рассматриваю как некий пробный шар".
Генеральный директор онлайн-агентства Aviacassa.ru Максим Побережник согласен с тем, что введение режима "открытого неба" во Владивостоке – это своего рода эксперимент. По мнению эксперта, власти хотят выяснить, как будет вести себя в таких условиях рынок, чтобы в дальнейшем корректировать отрасль.
При этом эксперт уверен, что "если российские власти захотят даже в рамках ВТО не отменять закрытого неба, они не будут это небо открывать". "То есть подпишут какое-нибудь соглашение, которое оттягивает это лет на 20-30", – пояснил Побережник РИА Новости.
Билеты подешевеют
В любом случае от введения режима "открытого неба", пусть даже только в одном регионе, выиграют пассажиры, единодушно отмечают эксперты. Во-первых, они получат возможность выбирать из большего числа авиакомпаний, а во-вторых, будут платить за билеты меньше, поскольку в условиях жесткой конкуренции перевозчикам придется снижать цены.
"Значительно расширятся возможности перемещения. Это заставит авиакомпании, присутствующие на нашем рынке, вести более гибкую ценовую политику", – считает Роман Гусаров.
"Это толчок к снижению цен на основных маршрутах из Владивостока и во Владивосток", – соглашается Максим Побережник. Он отмечает, что по условиям межправительственных соглашений, которые сегодня регулируют авиасообщение между Россией и другими странами, на некоторых направлениях работают всего два перевозчика – "один наш, другой – не наш".
"В этой ситуации очень легко договориться о цене на авиабилеты. Фактически сейчас все так и делают. А в данном случае будет невозможно это сделать, потому что будет неограниченное количество перевозчиков, и цены на авиабилеты сразу пойдут вниз", – поясняет Побережник.
В выигрыше останутся и те страны, где существует потенциальный пассажиропоток на Дальний Восток России, говорят эксперты. Речь, в первую очередь, идет о странах Юго-Восточной Азии. Так, аэропорт Владивостока может стать крупным транзитным узлом для авиакомпаний Китая, Таиланда, Южной Кореи и Японии, которые таким образом будут летать в Европу и США.
Особый интерес аэропорт Владивостока будет представлять для китайских авиакомпаний, отмечают специалисты. Дело в том, что сегодня существуют довольно жесткие ограничения по количеству прямых рейсов между США и Китаем, и Владивосток может стать для китайских авиакомпаний своеобразной лазейкой. "Это даже не столько окно в Европу, сколько в Америку. Владивосток поможет тому же Китаю увеличить количество своих рейсов на территорию США", – говорит Роман Гусаров.
Кроме того, азиатские авиакомпании получат дополнительных пассажиров в лице жителей Дальнего Востока, которые смогут чаще летать в Азию, "потому что быстро и дешево", – отмечает Максим Побережник.
Грозит ли что-то российским авиакомпаниям?
С введением режима "открытого неба" изменится и положение российских авиакомпаний на рынке. Однако ситуацию нельзя назвать ни однозначно положительной, ни стопроцентно отрицательной, говорят эксперты.
Хорошая новость для отечественных перевозчиков заключается в том, что они получат дополнительные рейсы в страны, чьи авиакомпании воспользуются открытым небом над Владивостоком.
"Этот режим будет предоставляться на паритетных условиях. Поэтому теоретически те российские авиакомпании, которые будут выполнять ответные полеты, смогут включиться в конкурентную борьбу и получить дополнительный пассажиропоток", – пояснил РИА Новости руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Кроме того, аэропорт Владивостока будет обслуживать транзит между пунктами, находящимися за пределами России. То есть конечные точки маршрута будут находиться на территориях иностранных государств. "А количество российских авиакомпаний, которые сражаются за таких пассажиров, в общем-то, минимально", – говорит Олег Пантелеев. Серьезные проблемы, по его словам, могут возникнуть разве что у компании "Владивосток Авиа", которая базируется в аэропорту Владивостока.
Правда, если режим "открытого неба" распространится на всю территорию России, отечественным перевозчикам придется попотеть, чтобы оказаться конкурентоспособными, отмечает Роман Гусаров. Причем открытое небо, по его словам, представляет опасность, в основном, для так называемых назначенных перевозчиков – тех, которые работают на международных линиях в рамках двусторонних соглашений.
"На эти линии смогут встать не только иностранные авиакомпании, но и российские авиакомпании, которые не были назначены", – поясняет он.
При этом эксперты сходятся во мнении, что ужесточение конкуренции на авиационном рынке – момент положительный.
"Для слабых авиакомпаний, которые не смогут воспользоваться открытыми возможностями, – это минус, для сильных перевозчиков, готовых включиться в конкурентную борьбу, – это безусловный плюс. По совокупности факторов это скорее плюс, чем минус", – резюмирует Олег Пантелеев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции