Ольга Соболевская, Марина Селина, РИА Новости.
Отпуск лекарств с кодеином по рецепту притормозит наркоэкспансию, но от новых правил могут пострадать люди, которые принимают эти препараты по прямому назначению – против головной боли и кашля, говорят эксперты.
23 субъекта Российской Федерации досрочно ограничат продажу кодеиносодержащих препаратов, заявил в РИА Новости директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов. Потребление дезоморфина – наркотика, получаемого из лекарств с кодеином, по его словам, превратилось в эпидемию.
Кодеин агрессивнее героина
Рецептурный отпуск препаратов с кодеином – например, "Пенталгина Н", "Нурофена Плюс", "Солпадеина", "Седалгина", "Терпинкода", "Коделака", "Каффетина" – вводится на всей территории страны с 1 июня 2012 года. Но некоторые регионы – в частности, Татарстан, Калужская, Липецкая, Белгородская, Калининградская области и Тыва, обеспокоенные экспансией дешевого и опасного наркотика дезоморфина – в просторечии "крокодила", уже в этом году запретили отпуск лекарств с кодеином без рецепта. В Белгородской, Калужской и Липецкой областях и Татарстане число наркопритонов и объем изъятого дезоморфина сразу упали в два раза, приводит данные глава ФСКН.
Теперь к областям, ограничивающим продажу кодеиносодержащих препаратов, присоединяются еще 23 субъекта РФ, которые решили ввести рецептурный отпуск этих лекарств до 1 июня следующего года (в разные сроки). Главы нескольких регионов, уже ограничивших продажу лекарств из "черного списка", заметили в ходе видеомоста в РИА Новости, что теперь наркоманы на электричках массово едут в соседние области, где кодеиносодержащие средства можно купить свободно. В этих областях продажи "Пенталгина Н", "Солпадеина", "Седалгина" и других лекарств с кодеином резко растут. А значит, если уж решать проблему, то решать повсеместно, наступать на наркоманию всем фронтом.
Число потребителей дезоморфина приближается в России к четверти миллиона, говорит Виктор Иванов. Проблема борьбы с дезоморфиновой наркоманией, по его словам, "перезрела". Гибнет множество людей, поскольку "дезоморфин по агрессивности сильнее героина".
Молодые люди до 30 лет, подсевшие на "крокодил", гниют заживо (разрушаются их кости), гибнут от тромбофлебитов, страдают от болезней пищеварительной, эндокринной и нервной систем. Человек, начавший употреблять дезоморфин, может прожить после этого всего несколько месяцев.
Летом врачи Клиники челюстно-лицевой хирургии 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова оперировали жертву "крокодила". Пациентке пришлось удалить нижнюю челюсть и часть верхней челюсти. Такие случаи, увы, не единичны, говорят врачи клиники.
Многие страны давно изъяли кодеиносдержащие препараты из свободного доступа. В Европе, например, их невозможно купить без рецепта. Такая же ситуация в США. С ноября рецептурный отпуск лекарств из "черного списка" ввел Казахстан.
"Нужно думать об этих людях [потребителях дезоморфина] и спасать их. Кодеин надо убирать из открытого доступа", – подчеркнул недавно на конференции в РИА Новости главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн.
Новая головная боль в дополнение к мигрени
Введение отпуска лекарств с кодеином по рецептам по всей стране в июне 2012 года – "мягкий сценарий", говорит Виктор Иванов. На таком "отложенном сценарии" остановились потому, что в обществе возникли опасения: у людей с головной болью "могут возникнуть неудобства", поясняет директор ФСКН.
"Замены кодеиносодержащим препаратам еще нет", – признает Евгений Брюн. Такие лекарства-заменители пока только разрабатываются, и, вполне вероятно, они будут дорогими, считает эксперт.
Между тем, есть люди, которым помогает от боли, к примеру, только "Седалгин", а от кашля – именно "Коделак". Пусть это только симптоматическое лечение (симптомы болезни снимаются, но сама болезнь остается), зато человек меньше страдает, ему легче работать.
"А как теперь быть работающим людям? – задается вопросом в форуме medicinform.ru пользователь Sestrenka. – Разболелся зуб ночью или голова – жди утра, бери день за свой счет (больничный просто так не дадут из-за больной головы) и топай отсиживать очередь в районную поликлинику".
"Я работаю с 8 до 19! И когда по врачам ходить?! – пишет на том же форуме Lesi4kina. – У нас в семье из 7 человек пачка "Седалгина" стабильно уходит за месяц: то критические дни у меня, то у дочери, а у мамы мигрень".
Озадаченным пользователям отвечает Provi3or: "Не работали вы в аптеке и не знаете, в каких количествах продают препараты, содержащие кодеин. Наркоманы валят толпами – а ведь там могут оказаться и ваши дети".
"Боюсь, что введение отпуска препаратов с кодеином по рецептам приведет к тому, что права граждан с больной головой будут нарушены, а у врачей появится дополнительная нагрузка", – считает ответственный секретарь правозащитного Совета Санкт-Петербурга Наталия Евдокимова.
"Наркоманы найдут, чем себя отравить"
В проблеме рецептурного отпуска лекарств с кодеином есть два аспекта, сказал РИА Новости нарколог, президент фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков. Первый аспект – проблема самолечения, второй – проблема наркомании.
Если говорить о наркомании, то введение рецептов на лекарства с кодеином – "это бесполезные меры", говорит Олег Зыков, – "если спрос будет на использование психоактивных веществ, наркоманы найдут, чем себя отравить". И если следовать такой логике, продолжает Олег Зыков, то "всю химию вокруг нас можно регламентировать, дойдя до абсурда".
Второй аспект проблемы ограничения продаж препаратов с кодеином связан с самолечением. "В России люди сами себя лечат в силу разных причин: профессиональная медицинская помощь малодоступна, да и на прием к врачу не всегда можно попасть, говорит Олег Зыков. – Но я против самолечения, если речь идет о препаратах, которые требуют системного приема".
"Если человек пару раз в год нуждается в кодеиносодержащих противокашлевых препаратах, он вряд ли побежит в сезон гриппа выстаивать очередь в поликлинике", – сказал РИА Новости член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко. Человек часто "вынужден справляться [с болезнью] самостоятельно с помощью лекарственных препаратов", замечает Старченко.
Но, добавляет он, "вводя регулирование отпуска кодеиносодержащих препаратов, никто не говорит о том, что медицинская помощь станет доступна". Если люди массово пойдут за рецептами, ничем хорошим это не обернется: работа поликлиник будет просто парализована, заключает Старченко.
"Это надуманная тема, – реагирует на опасения по поводу очередей в поликлиниках губернатор Липецкой области Олег Королев. – Мы перешли на электронную запись в поликлиниках". Больших очередей к врачам, по его словам, в Липецкой области нет. "Главное – [становится] меньше тех, кто вовлекается в потребление дезоморфина", – считает Королев.
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов замечает, что больные, нуждающиеся в кодеиносодержащих препаратах, периодически все равно идут к доктору, а значит, можно заодно получить и рецепт.
Из регионов постоянно приходят просьбы ввести рецептурный отпуск средств с кодеином, на которые нельзя не реагировать, замечает Виктор Иванов. В конце концов, вопрос продаж кодеиносодержащих препаратов – это во многом "вопрос прибылей", тут есть "коммерческие интересы", подчеркивает он. На другой чаше весов – тысячи спасенных жизней.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции