Ирина Ясина
Кого только я ни спрашивала, в чём истинная причина суда между Абрамовичем и Березовским, все как один, включая бывших министров и домохозяек, хихикая, говорили: "Бабло". Для того чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию, я полезла в список журнала Forbes.
Согласно уважаемому изданию, в 2001-м году состояние Бориса Березовского оценивалось в 3 миллиарда долларов. В том же году состояние Романа Абрамовича достигло, по данным Википедии, 14 миллиардов долларов. На текущий 2011-й год господин Березовский в списке миллиардеров не обнаруживается. Обеднел-с. В загашнике всего 800 млн. Господин Абрамович тоже поистрепался, но из списка Forbes со своими 13 миллиардами не вылетел.
Видимо, в преддверии подступающей нищеты Березовский ещё в 2007-м году предъявил Абрамовичу иск. Причем сделал это лично. Английские газеты об этом писали. Русские олигархи разыграли театральную сцену в лондонском магазине "Эрме". Березовский протягивал папку с документами, Абрамович прятал ручки за спину, чтобы не взять ее, папка падала на пол. Охрана и фотокорреспонденты были в восторге.
И вот дело дошло до суда. Березовский требует компенсировать ему потери от продажи акций "Сибнефти ", "Русала" и ОРТ по заниженным ценам. Всё, что нажито непосильным трудом. Строгие английские юристы учат слова "крыша" и "развести на бабки". Березовский требует от Абрамовича 6 млрд. долларов. Получение этой суммы позволит состоянию бывших друзей практически сравняться. Если мне не изменяет знание арифметики. Для получения денег Борис Абрамович готов рассказывать в лондонском суде все секреты Полишинеля. Про покровительство семьи, про шантаж заключенным в тюрьму Николаем Глушковым (помните, дело "Аэрофлота"), про Бадри Патаркацишвили, про разводилово Дерипаски и про алюминиевые войны.
Англичанам это неинтересно. Но иск есть, а потому английская юстиция должна разобраться. Оба бизнесмена тоже не могут пренебречь судом. Живут они там, на Британских островах. Правда, Абрамович заявил, что российский суд также мог бы рассмотреть их спор. Но поскольку Березовский, против которого в России несколько уголовных дел, окажется за решеткой сразу после пересечения границы, то слова Романа Аркадиевича можно считать шуткой. Он, кстати, сумел сформулировать, что же такое "крыша". Это долговременные отношения с более или менее регулярными платежами без возможности расторжения в одностороннем порядке. Хоть в бронзе отливай – чеканные слова.
А если серьёзно, то хоть по старым, хоть по текущим делам судились бы российские бизнесмены, я бы не удивилась выбору коммерческого суда Лондона. Вряд ли, если бы был выбор, они бы обратились в Басманный суд. Известно, как предпринимательские дела слушаются у нас – с обвинительным уклоном, с презумпцией виновности. Или, как в том анекдоте, что, спрашивается, делать? Ответчик принёс 100 тысяч, и истец - сто тысяч. Ответ: бери и у того, и у другого и суди по закону.
Вот ведь чем кончаются такие дружбы, как у Абрамовича и Березовского. Наука многим действующим и крышевателям, и крышуемым. Пройдёт каких-нибудь 5-10 лет, и кто-то пойдёт рассказывать суду о совместных делах и делишках. Но мне почему-то хочется, чтобы такие истории слушались в российских судах. По, так сказать, месту совершения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции