При отмене НДС на внутренние авиаперелеты стоимость авиабилетов если и уменьшится, то крайне незначительно, говорят эксперты. Причина - в стремительном росте цен на авиационный керосин, который способствует удорожанию билетов.
Министерство транспорта предлагает не взимать налог на добавленную стоимость при авиаперелетах внутри России, сообщил 7 ноября глава ведомства Игорь Левитин на встрече со студентами транспортных вузов Новосибирска. "Мы сейчас ставим вопрос о снятии НДС с авиаперелетов внутри России, потому что внутри Евросоюза нет налога на добавленную стоимость в цене билета. У нас в цене билета он есть", - сказал министр.
Это не первая попытка уменьшить стоимость авиаперевозки внутри страны. Летом текущего года премьер-министр Владимир Путин поручил Минэкономразвития и Минфину разобраться с вопросом о взимании НДС с целью удешевления внутренних авиаперелетов. "Это (дороговизна авиаперелетов по РФ - ред.) связано с особенностями налоговой системы в России. Дело в том, что НДС взимается с внутренних авиаперелетов", - сказал тогда премьер.
Представители нескольких российских авиакомпаний - "Россия", "Трансаэро" и "Кубань" - сообщили РИА Новости, что пока не готовы комментировать предложение Минтранса и вопрос о возможности снижения цен на билеты.
Отмену НДС пассажиры не почувствуют
НДС и стоимость керосина - две главные составляющие высоких цен на авиабилеты внутри страны, заявил в феврале курирующий транспорт вице-премьер Сергей Иванов.
Стоимость керосина в цене билета гендиректор компании "VIP-сервис" и вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин оценил в 40%. Ставка НДС составляет 18%. По идее отмена НДС позволила бы сэкономить почти пятую часть стоимости билета. Но этого может не случиться.
"Есть опасность, что отмена 18% НДС не приведет к ожидаемому результату, так как она может быть тут же компенсирована ростом цен на авиатопливо, - заявил РИА Новости главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - С начала года оно выросло примерно на 50%, а недавно столичные аэропорты заявили о росте цен на авиатопливо еще на 12-15%".
Причина увеличения цены на авиационный керосин, говорит Гусаров, кроется в монопольном положении нефтяных компаний. Выбирать компанию-заправщика авиакомпании не могут, поскольку часто лишь одна нефтяная компания поставляет керосин в аэропорт. "Нефтяные компании синхронно повышают цены на топливо в различных регионах, и это необоснованное повышение, - настаивает эксперт. - Сейчас потребление керосина в России не превышает показатели 2007 года".
В Минэнерго объективных причин столь стремительного роста цен на топливо не видят и связывают этот процесс со спекулятивным фактором.
Станет ли отдых дешевле
Меж тем представители туриндустрии надеются, что цены на билеты все же снизятся. "Отмена НДС на внутренние перелеты может позволить снизить цену на билеты процентов на 10", - полагает Горин.
Сейчас, по его словам, средняя цена авиабилета по России составляет 9-11 тысяч рублей. Ее уменьшение на 10% было бы существенно, особенно для пассажиров, летающих семьями. "Семья из четырех человек смогла бы сэкономить на перелете до 5 тысяч рублей", - подсчитал эксперт.
Снижение стоимости перелета будет способствовать развитию внутреннего туризма. Сейчас половина стоимости путевки для экономного туриста - это цена авиабилета, говорит Горин. Ее снижение сделает поездку на курорт значительно более привлекательной, поскольку основная часть российских туристов располагают небольшим бюджетом на отдых.
"Большую часть выгоды от отмены НДС съедят аэропортовые сборы, - признает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. - Эффект будет не такой значимый, как ожидается". По его словам, билеты если и подешевеют, то на 3-5%, что, конечно, несущественно. "Правда, важно, что есть хоть какое-то движение государства навстречу потребителю", - рассуждает он.
Льгота не для всех
Отмена НДС для авиаперевозчиков может стать сигналом и представителям других видов транспорта требовать налоговых преференций. Минфин уже поднимает вопрос о том, что если отменить НДС для внутренних авиаперевозчиков, то общественный и пригородный железнодорожный транспорт потребует того же. Ведь НДС удорожает стоимость билетов не только для авиапассажиров, но и для граждан, пользующихся другими видами транспорта. "Поэтому к этому вопросу надо подходить очень осторожно", - отметил Левитин.
Эксперты, правда, подчеркивают особенный статус авиаотрасли. "Транспорт транспорту рознь, - отметил Роман Гусаров. - Хоть все виды транспорта и относятся к одному министерству, но авиационные перевозки отличаются от других". Для них, например, действуют более строгие правила безопасности и требования к техническому состоянию судов, что повышает расходы компаний. Налоговые льготы могли бы способствовать развитию авиаперевозок в России, тем более что "у нас они находятся в хилом состоянии", говорит Гусаров.
Кроме того, если не отменить НДС на внутренние перевозки, то после вступления России в ВТО, которое может случиться уже в ближайшие месяцы, страна может потерять внутренний рынок авиаперевозок. Ведь иностранные компании НДС не платят и смогут держать более низкие цены на авиабилеты.
Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости