Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Европа лихорадочно ищет способ нивелировать экономические последствия греческого демарша – решения провести референдум по вопросу сохранения страны в еврозоне. Европейский Центробанк (ЕЦБ) в четверг неожиданно принял решение снизить базовую процентную ставку с 1,5% – до 1,25% годовых. Сделано это, чтобы остановить падение фондовых рынков, вызванное опасениями усугубления долгового кризиса еврозоны.
Биржи положительно отреагировали на действия ЕЦБ: ведущие фондовые рынки, открывшие торги 3 ноября резким снижением индексов, ко второй половине дня показали заметный рост. Французский индекс CAC 40 вырос более чем на 3%, свидетельствуют данные торгов. Немецкий DAX поднялся на 2,2%, британский FTSE 100 прибавил 0,56%.
Трудно сказать, смогут ли действия ЕЦБ предотвратить новый виток европейского долгового кризиса. В ответ на предложение греческого премьера Йоргоса Папандреу провести референдум чиновники ЕС объявили о приостановке финансовой помощи Греции до тех пор, пока та не выполнит весь пакет оговоренных мер.
"Мы ясно заявили греческим властям, и большинству, и оппозиции, что европейцы и МВФ не могут выплатить седьмой транш программы помощи Греции, пока Греция не выполнит весь пакет 27 октября, и не будет снята вся неуверенность о результате референдума", – заявил 3 ноября президент Франции Николя Саркози после встречи с греческим премьер-министром, представителями европейских финансовых структур и Международного валютного фонда (МВФ).
В тот же день глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард подтвердила, что даст рекомендации относительно транша лишь после того, как "референдум пройдет и неуверенность исчезнет".
Ждать придется не меньше месяца: г-н Папандреу на переговорах в Канне сообщил, что референдум по европейскому плану помощи может пройти 4 или 5 декабря. Между тем, очередной согласованный в конце сентября этого года транш в 8 млрд евро Греция должна была получить в ноябре. Отсутствие этих денег грозит Афинам дефолтом.
Игра не стоит свеч
Предложение греческого премьера уже вызвало в стране политический кризис. В четверг министр финансов Греции Эвангелос Венизелос, и еще три члена правительства потребовали от главы правительства не проводить референдум по пребыванию Греции в еврозоне. Ранее отказаться от идеи референдума потребовали около десяти депутатов правящей партии ПАСОК.
Однако эксперты считают идею Йоргоса Папандреу вполне обоснованной. Предложенный Евросоюзом план предусматривает проведение очень болезненных процедур, а положительный результат после них отнюдь не гарантирован.
"В обмен на списание половины долга грекам предлагают ужаться, сократить бюджетные и социальные расходы, провести экономические реформы. И все для того, чтобы к 2020 году получить госдолг в 120% ВВП – это немногим лучше нынешних 160%", – пояснил РИА Новости директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал" Владимир Брагин.
С точки зрения обывателя картина выглядит совсем странно. "ОК, мы ужмемся, у нас будет 10 лет сложной жизни, в итоге мы получаем ту же самую ситуацию. Ради чего, спрашивается, страдать?, – ставит себя на место рядового грека г-н Брагин. – Думаю, Папандреу просто не решился брать на себя ответственность, потому что игра не стоит свеч".
Недавние беспорядки в стране прекрасно иллюстрируют отношение граждан к непопулярным экономическим мерам. "По всей видимости, они [власти Греции] боятся повторения таких дел, как в Исландии, – полагает аналитик ТКБ "Капитал" Сергей Карыхалин. Эксперт напомнил о судебном процессе над бывшим главой правительства Исландии Гейром Хорде, который обвиняется в халатности, ставшей одной из причин финансового коллапса страны в 2008 году.
Эффект домино
Политический кризис в Греции лишний раз подтверждает, что ситуация в экономике страны сложнее, чем кажется, и списанием долга всех проблем не решить. Эксперты не раз обращали внимание на тот факт, что не видят точек для роста в слабой греческой экономике. Однако благодаря членству в ЕС страна смогла обеспечить уровень ВВП на душу населения лишь на четверть ниже, чем в благополучной Германии.
Часть экспертов считает, что наиболее приемлемое и адекватное решение в такой ситуации – выход Греции из еврозоны.
"Страна со слабой экономикой не может позволить себе сильную валюту, которой является евро, – говорит Владимир Брагин. – Если Греция выйдет из еврозоны, введет свою валюту, и девальвирует ее, уровень жизни населения и его покупательная способность упадут. Но, по крайней мере, появится шанс на то, что экономика заработает".
"Для Греции было бы лучше выйти [из еврозоны], – соглашается Сергей Карыхалин. – Объявить полномасштабный дефолт, никому ничего не платить и начать все с нуля. Но страна в этом случае испортит свою репутацию. Непонятно, захочет ли кто-то в ближайшее время в нее инвестировать". Огромные потери, по словам эксперта, в этом случае понесут кредиторы: одно дело отказаться от половины долга, другое – не получить ничего. Наконец, выход Греции ударит по престижу самой еврозоны. Для еврочиновников это все равно что расписаться в неспособности решать общие проблемы. Более того – за Грецией на выход могут последовать другие страны – Португалия, Испания, Италия, усомнившиеся в том, что ЕС способна помочь своим членам, оказавшимся в трудной ситуации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции