МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Эксперты связывают коррупционный рейтинг Transparency International, в котором Россия заняла последнее место как страна, чьи компании дают больше всех взяток при работе за рубежом, с попыткой оказать давление на "Газпром" и уменьшить его представительство на европейском рынке. При этом они признают, что российский бизнес за рубежом ведет себя агрессивно, и проблема "коррупции на экспорт" действительно существует - однако, с точки зрения интересов страны, первостепенной она не является.
В ходе исследования были рассмотрены 28 крупнейших экономик мира. Страны с наименьшим уровнем взяточничества экспортных компаний могли получить до 10 баллов. Россия получила самую низкую оценку среди всех участников рейтинга - 6,1 балла - и заняла последнее место. На предпоследнем месте расположился Китай (6,5 балла).
Предыдущий рейтинг взяточничества среди международных компаний был составлен в 2008 году. Россия в нем также заняла последнее место, получив 5,9 балла.
Отличие "коррупции на экспорт"
Глава фонда "Стратегия-2020" Михаил Ремизов подчеркнул, что доклад Transparency International "касается рейтинга коррупции на экспорт, то есть коррупционной деятельности российских компаний за рубежом, а не коррупции как таковой".
"Это большая разница, на самом деле, - коррупция внутри и коррупция на экспорт. Соседом России по показателям коррупции на экспорт является Китай, то есть страна, которая осуществляет очень последовательную, умную, расчетливую экспансию своего бизнеса за рубежом. Коррупция является одним из инструментов этой внешней глобальной экспансии", - сказал он РИА Новости.
По словам эксперта, государства в разные периоды по-разному относятся к коррупции на экспорт.
"В какой-то период США смотрели сквозь пальцы на коррупционные механизмы продвижения своего бизнеса за рубежом, потом они стали с этим бороться", - отметил Ремизов.
Коррупция была способом зайти на закрытые рынки, однако с расширением "сети ВТО рынки открылись, и оценка коррупции в контексте интересов глобальной экспансии западного капитала изменилась", пояснил он.
Давление на "Газпром"?
Ремизов сопоставил рейтинг Transparency International с "нынешним давлением на "Газпром" в Европе - достаточно скоординированным, идущим по разным странам, по разным направлениям - относительно его позиции на европейском рынке".
"В этой связи аргументы о том, что Россия является глобальным экспортером коррупции, могут быть использованы для того, чтобы эту кампанию по сокращению присутствия "Газпрома" на европейском рынке, по ограничению его возможностей продолжать и развивать", - сказал эксперт.
Политолог Сергей Марков согласился в этом с коллегой.
"Это связано с попыткой давления и на "Газпром", но, думаю, вряд ли представители политической элиты звонили в Transparency International и говорили "напишите все плохо". Нет. Просто есть общая концепция давления на российские компании. Но есть и тот факт, что российский бизнес, особенно в 90-е годы, вел себя очень агрессивно, беспардонно", - сказал он РИА Новости.
Марков предположил, что Китай попал в конец рейтинга также из-за проводимой им агрессивной экспортной политики. "Правительство (Китая) не разрешает компаниям быть коррумпированными внутри страны, но поощряет коррупцию во вне страны", - полагает политолог.
Считать ли проблемой?
По мнению Ремизова, проблема коррупционной деятельности экспортных компаний не является первостепенной с точки зрения интересов России.
"Наша страна, как мне кажется, сегодня не в том состоянии, чтоб мы считали коррупцию на экспорт главной, преобладающей проблемой. Преобладающей проблемой является все-таки внутренняя коррупция - в госаппарате и в системе крупного бизнеса", - сказал политолог.
Победу над внутренней коррупцией он назвал "делом решаемым".
"Представление об этом как об абсолютно неизлечимом недуге неверное. То есть какой-то уровень коррупции существует всегда, но тот патологический уровень коррупции, с которым мы столкнулись, он преодолеваем", - полагает глава фонда "Стратегия-2020".
Для этого, по его мнению, необходимо предпринимать "меры, большая часть которых нами еще даже близко не задействована": начиная от наказаний за незаконное обогащение в отношении должностных лиц и заканчивая анти-оффшорным законодательством в отношении крупного бизнеса.
Первый замглавы думского комитета по безопасности Михаил Гришанков также призвал не путать доклад Transparency International и индекс восприятия коррупции (коррумпированность госорганов). Вместе с тем он отметил, что данные рейтинга "очень тревожные", и они говорят и об уровне коррупции внутри страны.
"Конечно, трудно было ожидать, что будут быстро проявляться те действия, которые предпринимает государство", сказал парламентарий, добавив, что компании всегда будут готовы решать свои вопросы через такие "договоренности".
Для уничтожения коррупции необходима не только работа законодателей и правоохранительных органов, но и участие в этом процессе всего общества, уверен Гришанков. Он подчеркнул, что Россия должна справиться с этим злом максимум за три-пять лет, иначе многие программы, связанные с развитием основных отраслей экономики, невозможно будет реализовать в полном объеме.
Побороть коррупцию на экспорт?
Марков считает, что теоретически, Россия могла бы занять когда-то первое место в подобном рейтинге Transparency International, "но для этого должно произойти очень много революционных изменений".
"Советские компании были на первых местах по некоррумпированности. Конечно, масштабная коррупция появилась с распадом СССР, той системы социальных связей, трудовой морали, переходом к оголтелому индивидуализму", - сказал он.