Наталья Попова
Криминальный триллер "Драйв" – экранизация одноименного романа Джеймса Саллиса, снятая датчанином Николасом Виндингом Рефном, получившим в мае Приз жюри Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, выходит в российский прокат. Ностальгирующая по 80-м, по-тарантиновски жестокая история о любителе скорости, в которой так мало гонок, что поклонница из-за этого подала в суд на его авторов.
Быть человеком
Безымянный герой Райана Гослинга, гонщик, каскадер и механик, подрабатывает наемным перевозчиком – помогает грабителям уходить от полиции, следуя при этом лишь собственному кодексу чести. Он носит атласную курточку с большим скорпионом на спине, не вынимает изо рта зубочистку, по большей части молчит, выразительно смотрит на окружающих и, кажется, совсем не страдает от своего одиночества. Собирательный образ почти всех брутальных киногероев – немного от ковбоев Клинта Иствуда, немного от Леона Жана Рено – "почти супергерой", как называет его сам Виндинг Рефн, может гвоздь в стену вбить, а может и в голову.
Единственным слабым местом такого героя могут быть лишь нежные чувства. Встретив в подъезде очаровательную соседку Ирен (Кэри Маллиган), в одиночку воспитывающую сына, гонщик из "загадочного Молчаливого Боба" превращается в милого соседа: катает Ирен с сыном на машине, помогает донести сумки с продуктами и заглядывает посмотреть мультики. Саундтрек в это время подпевает мыслям героя - "Be a human being".
Идиллия продолжается не долго. Муж Ирен выходит из тюрьмы, но бытовой драме тут, как и хэппи-энду, не место: законный супруг задолжал гангстерам, те в свою очередь угрожают его семье, и безымянный герой решает проявить благородство и помочь.
В деталях
Во второй части фильма на смену молчанию и длинным планам приходят реки крови и частые выстрелы. Водитель же, все также следуя лишь своим законам и правилам, решает разобраться с проблемами единственным "верным" способом, становясь при этом почти не отличимым от своих врагов. В одной из сцен герой Гослинга ногами забивает до смерти посланного за ним киллера, за секунду до этого целуя Ирен. Впрочем, создатели фильма уверенно заявляли, что "чем более жестоким он будет, тем будет лучше".
Николас Виндинг Рефн, которого в Канне называли "новым Тарантино", не скрывает своей любви к классическим боевикам 70-80-х годов, впрочем, как и Гослинг, с упоением играющий свою роль. Тот в свою очередь заявлял, что идея проекта принадлежала ему и именно он подбирал режиссера. Кэри Маллиган успешно справляется с ролью беззащитной молодой мамы, впрочем для подобных ролей ей и особо напрягаться не нужно. А звезда сериала "Безумцы" Кристина Хендрикс, появляющаяся в небольшой роли и умирающая не самым красивым образом, в очередной раз доказывает, что платья в стиле 60-х идут ей намного больше.
Прямолинейный сюжет фильма практически не оставляет места для интриги: чем могут закончиться любые договоренности с бандитами и так понятно, вопрос лишь в деталях. Критики, которые активно хвалят фильм, то и дело находят в нем цитаты и отсылки то к картине "Жить и умереть в Лос-Анджелесе", то к лентам Майкла Манна, а то и вовсе сравнивают Гослинга с Делоном в "Самурае".