Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Роскосмос достиг прогресса. Первый после катастрофы 24 августа рабочий старт космического грузовика типа "Прогресс" прошел успешно. Но российскому космическому ведомству еще придется изрядно потрудиться над наведением порядка в отрасли.
В 14.11 по Москве 30 октября с первой площадки космодрома Байконур ушла в небо ракета-носитель "Союз-У" с грузовым кораблем "Прогресс М-13М", несущим припасы и оборудование для Международной космической станции.
По сообщениям пресс-службы Роскосмоса, корабль успешно вышел на расчетную орбиту. Стыковка грузовика со станцией намечена на 15.40 по Москве 2 ноября.
Наблюдатели осторожно выдохнули. В последний год российское космическое хозяйство, некогда слывшее образцом надежности и размеренной работы, приучило нас к самым шокирующим неожиданностям.
Обратная сторона "Прогресса"
Августовскую аварию ракеты-носителя "Союз-У", выводившей на орбиту предыдущий космический грузовик "Прогресс М-12М", следует признать, пожалуй, самым болезненным ударом по отечественной космонавтике в общей череде неурядиц 2010 - 2011 годов.
Система "Союз"/"Прогресс" до сего года была эталоном безаварийности и без малого - международно признанным символом (совместно с пилотируемым кораблем "Союз") современной космической технологии, отработанной до мелочей. Авария 24 августа взорвала настоящую бомбу в самой цитадели отечественного космоса, десятилетиями пребывавшей непререкаемым мировым авторитетом в своей профессиональной области.
Тем неприятнее было видеть первые результаты работы комиссии по расследованию. Они с общесистемной точки зрения не отличались от выводов комиссий, работавших на предыдущих авариях этого года.
Потеря трех спутников ГЛОНАСС в декабре 2010 года. Февральская ошибка с выводом военного аппарата "Гео-ИК-2" на нерасчетную орбиту. Схожая незадача с аппаратом "Экспресс-АМ4" 18 августа 2011 года. И, наконец, падение "Прогресса М-12М" в алтайскую тайгу 24 августа. В основе всех этих промахов лежал человеческий фактор: ошибки и недосмотр наладчиков, производителей, проверяющих, специалистов по техническому управлению.
"Оба инцидента произошли по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли, подведомственных Роскосмосу, при проведении проверочных мероприятий, а также отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений", - так две недели назад прокомментировала генеральная прокуратура августовский "дуплет".
Выносливое советское "железо" продолжало тянуть лямку, как и двадцать лет назад. Но космонавтику делает сплав людей и технологий. Российскому космосу аукнулась кадровая бескормица 90-х годов: на месте тех, кто должен был тогда прийти в отрасль и сейчас уже дорасти до уровней среднего менеджера в иерархии специалистов, зияет пустота.
Старые, еще советские, кадры (с каждым годом выбывающие все сильнее) работают с пришедшей в последние 3-5 лет молодежью, еще не набравшей требуемого практического опыта ответственной работы. Человеческий капитал отрасли пока еще не адекватен возросшей на неё нагрузке. И наблюдаемый приток денег, вопреки сложившемуся за двадцать лет расхожему представлению, отнюдь не является универсальной панацеей от всех бед.
Роскосмос сосредотачивается
После двойного неудачи в августе (падения "Союза" и нештатного вывода аппарата "Экспресс-АМ4") новое руководство Роскосмоса в лице Владимира Поповкина встряхнулось и анонсировало целый ряд мер, которые, с их точки зрения, должны помочь справится с системным кризисом управления качеством работ.
Предлагается перейти к сквозному контролю качества готовых изделий и их компонентов, централизовав соответствующие процедуры и ответственность, а также сделав Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) единым оператором, несущим полную ответственность за успех пусков ракет-носителей.
Также заявлено, что ужесточится персональная ответственность установленных виновных. "С персональной ответственностью по этим двум ситуациям мы еще разбираемся, но могу сказать точно, что они однозначно закончатся для виновных лиц кадровыми решениями. Эти люди работать у нас не будут", - прокомментировал августовские аварии на пресс-конференции в РИА Новости первый заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов.
Централизация управления качеством и ужесточение кадровой политики планируется дополнить введением "тотальной слежки". Роскосмос всерьез занят идеей создать в отрасли систему видеоконтроля операций по сборке и наладке ракет и космических аппаратов.
Примечательно, что инициатива с камерами на рабочих местах возникает в России не в первый раз. В 2010 году, после череды громких неудач на испытаниях баллистической ракеты "Булава", глава Московского института теплотехники Юрий Соломонов добился установки видеорегистраторов на рабочих местах сборщиков и наладчиков. Сработало ли именно эта мера, или еще какое-нибудь общеукрепляющее воздействие на трудовую дисциплину, но "Булава" после этого начала летать штатно.
Так что логика в установке видеокамер есть, и нужно это не только для того, чтобы установить, пользуясь логикой сталинского наркома Лазаря Кагановича, фамилию и имя очередной аварии. Создание сквозной системы видеозаписи на этапах сборки и наладки ракет и космических аппаратов позволит быстрее и надежнее определять те самые "единичные" дефекты и принимать меры (организационные либо технологические) к тому, чтобы их больше не было.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции