Рейтинг@Mail.ru
Нарымский край – история политической ссылки - РИА Новости, 28.10.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нарымский край – история политической ссылки

Читать ria.ru в
Дзен
Нарым - село в 425 километрах северо-западнее Томска - был основан в 1596 году соратниками атамана Ермака Тимофеевича как военный острог. Но уже через полвека после присоединения Сибири к государству Российскому, Нарымский острог потерял свое военно-стратегическое значение и стал центром политической ссылки.

ТОМСК, 29 окт - РИА Новости, Юлия Соколова. Нарым - село в 425 километрах северо-западнее Томска - был основан в 1596 году соратниками атамана Ермака Тимофеевича как военный острог. Но уже через полвека после присоединения Сибири к государству Российскому Нарымский острог потерял свое военно-стратегическое значение и стал центром политической ссылки.

Малозаселенная, болотистая, известная своими морозами и нестерпимым гнусом местность оказалась идеальной для "исправления" неугодных. В течение нескольких веков российские власти ссылали сюда своих недругов: участников крестьянских бунтов, декабристов, революционеров всех мастей и их оппонентов.

Самым знаменитым нарымским узником был "отец народов" Иосиф Сталин. В 1912 году он пробыл там в качестве ссыльного чуть больше месяца, а потом бежал. Позднее, с 1930 по 1936 годы, когда Сталин занимал пост секретаря ЦК Компартии, число жителей Нарыма выросло с 89 тысяч до 234 тысяч человек.

Всего, как рассказала РИА Новости директор Нарымского музея истории политической ссылки Галина Зубарева, на север Томской области (географически совпадает с границами Нарымского края) за годы советских репрессий было насильственно переселено 500 тысяч человек. До начала ссылки в крае проживало 100 тысяч человек.

Не слишком далеки они от народа

Первые ссыльные в Нарыме появились в 1638 году. Об имени первого нарымского узника история умалчивает.

"Есть заметки, что среди ссыльных были участники стрелецких бунтов (1682, 1695 годы), разинского (1670-1671 годы) и пугачевского (1773-1775 годы) восстаний", - рассказывает Зубарева.

Вслед за бунтарями из народа в Сибирь отправились участники дворянского мятежа - восстания декабристов 1825 года.

Как говорит Зубарева, в Нарыме ссылку отбывали два участника декабристского восстания. С 1826 года здесь жил подпоручик Саратовского пехотного полка Николай Мозгалевский. Он был приговорен к ссылке в Сибирь на 20 лет. Однако пробыл в Нарыме лишь половину срока. Этого оказалось достаточно, чтобы опровергнуть ленинский тезис о том, что декабристы "слишком далеки от народа".

"Мозгалевский женился на дочери нарымского мещанина Дуняше Агеевой", - рассказала Зубарева.

По ее словам, в 1839 году Мозгалевский вместе с женой был переведен в Минусинск (современная Хакасия), где и умер в июле 1844 года.

Еще один участник восстания декабристов, крестьянский сын Павел Дунцов-Выгодский попал в Нарым в 1828 году, после двух лет каторжных работ. Однако каторга и ссылка его не исправили.

"После смерти Николая I и прихода к власти Александра II все декабристы были амнистированы... Но в 1854 году Выгодский из-за ссоры с нарымским чиновником был арестован и осужден. При аресте у него нашли тетрадь в 3,5 тысячи страниц, полную крамольных идей. Это он уже здесь, в Нарыме, написал. Затем последовали тюремные подвалы в Томске, ссылка в Вилюйск (Иркутская область). Там он и умер в 1955 году", - заканчивает свой рассказ о декабристах Зубарева.

Нарымская симфония Шостаковича

Декабристы, как известно, разбудили Герцена, который ударил в свой "Колокол" и дал своеобразный старт новому революционному этапу. А вслед за ним - и новому витку политической ссылки. В середине XIX века в Нарым отправились разночинцы - народники, известные не только своими либеральными взглядами, но и многочисленными покушениями на высочайших особ и даже убийством царя-освободителя Александра II. Параллельно царское правительство ссылало в Сибирь смутьянов из самой западной провинции - Польши, жители которой никак не могли смириться с разделом своей страны и дважды за столетие (в 1830 и 1863-64 годах) устраивали восстания.

По словам Зубаревой, ссыльные поляки и революционно настроенные представители других национальностей показали себя истинными народниками: учили местных детей грамоте и даже организовали свой театр. Многие ссыльные, будучи людьми весьма образованными, занимались научной работой: исследовали природу, климат края, а также быт и обычаи местных жителей.

Одним из таких исследователей Нарымского края был член организации "Земля и воля" Болеслав Шостакович - дед знаменитого композитора.

"За причастность к организации побега из пересыльной тюрьмы в Москве польского революционера Ярослава Домбровского (один из организаторов Варшавского восстания 1863-1864 годов, а впоследствии генерал Парижской Коммуны) Шостакович по приговору суда был сослан в Сибирь. С 1872 года он и его семья жили в Нарыме", - говорит Зубарева.

За пять лет ссылки он побывал на таежных реках Васюган (приток Оби) и Чижапку (приток Васюгана), чтобы проверить сведения о наличии там месторождений каменного угля и золота. Написал статью о промыслах Нарымского края, впоследствии опубликованную в трудах Русского географического общества.

"Сейчас этот труд изучают в университете", - утверждает директор нарымского музея.

"В апреле 1877 года Шостакович был переведен из Нарыма в Томск, где у него родился сын Дмитрий - отец известного композитора", - рассказывает Зубарева.

В Томске семья Шостаковичей прожила 10 лет. Болеслав служил бухгалтером в конторе торговой компании Петрова и Михайлова и одновременно принимал участие в местном городском самоуправлении. В 1883 году  был избран гласным Томской городской думы и членом городской управы. Согласно некоторым источникам, в 1885 году Болеслаав Шостакович был избран городским головой, однако министр внутренних дел в должности его не утвердил. В 1887 году Шостаковичи переехали в Иркутск.

Только осенью 1906 года Болеслав Петрович вместе с женой смог выехать из Иркутска в Петербург к сыну Дмитрию и внуку, благодаря которому фамилия Шостаковичей стала всемирно известной.

Бюро побегов

По словам Зубаревой, после революции 1905-1907 годов ссылка в Нарым стала более массовой.

"Если декабристов, народников, поляков было по несколько человек, то после 1905 года в Нарым одновременно попало более 300 человек", - рассказывает директор местного музея.

По имеющимся данным, в начале ХХ века в Нарым были сосланы представители 17 политических партий. Есть записи, что среди ссыльных были и большевики, и меньшевики, и эсеры, и анархисты. Чтобы как-то "разбавить" революционеров, их отправляли вместе с уголовниками. Поэтому, когда первые баржи пошли, местное население все попряталось и никакого сочувствия революционерам не проявляло. Но продолжалась эта конфронтация недолго.

 

Селились ссыльные, как правило, у местных крестьян. Более того, революционеры были людьми состоятельными. Как рассказывает Зубарева, семья Алексея Рыкова, члена партии большевиков с 1898 года, в 1937-м обвиненного в антисоветском заговоре и через год расстрелянного, даже няньку нанимала.

"Царский судебник запрещал ссыльным любую деятельность, поэтому им выплачивали по 6,48 рубля в месяц. Судя по ценам того времени (булка черного хлеба - 2 копейки, крынка молока - 4 копейки), деньги это были хорошие. Также они получали единовременное пособие на летнюю и на зимнюю одежду по 18 рублей", - говорит Зубарева. Кроме того, ссыльные могли устраиваться на временные работы и занимались репетиторством.

Революционеры организовали в Нарыме собственный театр и библиотеку, насчитывающую три тысячи томов. Деревянный дом, где она располагалась, сохранился до сих пор. По горькой иронии, организованная революционерами библиотека стоит напротив здания, где в 1930-1940-х годах находился местный отдел НКВД. А сейчас в этом доме музей истории политической ссылки

"Театр размещался в старом доме местных купцов Родиковых. Руководил им профессиональный режиссер Александр Ястреб. Ставили "Ревизора", "На дне" Горького, пьесы Островского", - говорит Зубарева.

Она добавляет, что театр был культурным центром Нарыма: "Первые пять рядов занимали только жены местных купцов: билет стоил один рубль. По тем меркам очень дорого. На галерке - 5 копеек".

"Вообще у ссыльных была крепкая взаимовыручка и высокая самоорганизация. Многие пытались бежать и погибали. Зимой от морозов, летом - в водах нашей полноводной матушки-Оби тонули. Поэтому было организовано "бюро побегов". Каждый ссыльный мог подать заявление, его рассматривали члены бюро. Если принималось решение, что человек нужен партии на подпольной работе, давали добро на побег. Через Томск заказывали документы, приобретали билеты на поезд, по пути следования до Томска участникам побега меняли лошадей, снабжали их провиантом", - рассказывает Зубарева.

Неизвестно, обращался ли в "бюро побегов" Иосиф Сталин. Он прибыл в Нарым летом 1912 года (это была его пятая по счету ссылка), сразу сообщил Ленину, что "готов сняться в любой момент", и бежал через 38 дней.

"Помог ему сын крестьян, в чьем доме квартировал будущий "отец народов". Яков Алексеев перевез его на обласке (долбленая лодка) через реку. Тайно посадил на теплоход "Сухотин" (скорее всего, по договоренности с командой). Там до Тюмени, а из Тюмени уже железнодорожным транспортом. Побег был удачным и занял всего 11 дней", - говорит директор нарымского музея.

"Кто в Нарыме не бывал, тот горя не знал"

По-настоящему масштабной ссылка в Нарымский край стала в 30-х годах ХХ века. В 1931 году Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление "О ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации". По информации, опубликованной в 2009 году в газете "Нарымский вестник", партийные органы планировали выслать в Нарымский край более миллиона человек.

"Секретарь райкома Р.Эйхе пришел в ужас от цифры и написал Сталину письмо, в котором просил уменьшить число переселенцев. Было принято решение переселить порядка 500 тысяч человек. Для сравнения: все население края в то время не превышало 100 тысяч человек", - пишет издание.

Местные власти не были готовы принять даже и такое количество "кулаков": для сооружения бараков не было ни средств, ни времени.

"Людей везли баржами с задраенными люками. В основном из Новосибирской области и с Алтая. Высаживали в труднодоступных местах, давали два-три топора да две-три пилы. Мужики есть - до зимы построитесь, а на нет и суда нет", - рассказывает директор Парабельского музея трудовой и боевой славы Лилия Шибаева.

Так около Парабели (административный центр района, на территории которого находится Нарым), на острове, образованном реками Обь и Полой, появилась деревня Заполой. Когда-то здесь была большая деревня спецпереселенцев. Сейчас осталось несколько домов, где живет человек 30, да из Парабели коров на выпас привозят - кругом вода, животные никуда не денутся.

"А тогда, в 30-е годы, за островом вдоль реки стояли автоматчики. Если кто на свой страх и риск решался бежать - расстреливали", - говорит журналистка "Нарымского вестника" Маргарита Чупченко. И никакого, заметим, "бюро побегов"...

В 1935 году в Нарымском округе было создано сразу 300 колхозов. По словам Шибаевой, местные власти даже не знали, как их называть.

Дальше Сибири не сошлют

Репрессиям подверглись и сами жители Нарымского края. Согласно имеющимся данным, в 1930-е годы было раскулачено 350 местных семей. Кроме того, по словам Шибаевой, шла плановая политика запугивания населения. Например, в одной семье во время обеда упал со стены портрет Сталина. Хозяев посадили на  15 лет.

"А перед Сталинградской битвой десятиклассники собрались и решили, что, если фашизм победит, они уйдут в леса и будут создавать подпольные группы и уничтожать фашистов. После победы под Сталинградом их назвали контрреволюционной бандой и всех пересажали", - добавляет Шибаева.

По похожему обвинению 10 лет в лагерях провел и родственник автора этих строк. В 1941 году подростки из спецпереселенческой деревни Мотофлот Зырянского района Томской области, в том числе и 14-летний Михаил Соколов, написали несколько листовок с призывом: "НКВД опасается вооруженного нападения. Просьба к гражданам - оружие не сдавать". Все мальчишки были арестованы и получили сроки от 7 лет и выше. Во время так называемых "чисток" в конце 1940-х Михаил Соколов по этой же статье получил еще несколько лет лагерей.

Таким образом, он был репрессирован трижды. В начале 1930-х годов семью Соколовых с тремя детьми, "счастливых" обладателей английского плуга по этапу отправили с Алтая в Томскую область. В дороге один ребенок - грудная девочка - умерла. Жители деревень, стоящих на пути спецпереселенческого обоза, от страха или классовой ненависти - неизвестно, не дали ребенку не то что молока, даже воды. В результате мать напоила девочку прокипяченной болотной водой...

Михаил Ильич никогда не рассказывал о своей жизни в лагере. Со слов его младших сестер, родившихся уже в ссылке, известно только, что подростком он работал на раскорчевке леса.

Вернувшись из лагеря, Михаил Ильич переехал в Томск, закончил лесотехнический техникум. Высшего образования получить не смог из-за судимости. Однако всю жизнь преподавал: сам прекрасный резчик,  Михаил Ильич учил молодежь технологии обработки дерева. Сегодня предпочитает жить на даче, обустраивать свою баню и в условиях сурового сибирского климата выращивать  овощи. В общем, заниматься тем, чем занимались его крестьянские предки.

А спецпереселенческой деревни Мотофлот в Асиновском районе Томской области давным-давно нет. Она исчезла вскоре после ХХ съезда партии, когда спецпереселенцам разрешили покинуть место ссылки. Вместе с деревней исчезли и дома, построенные Соколовыми. За время жизни в ссылке они строились дважды. Из первого семью просто выгнали: дом настолько приглянулся местному партийцу, что тот решил забрать его себе. Зиму семья жила в бане, а весной стали строить себе новый дом.

Сегодня в Томской области, по данным областного департамента соцзащиты, проживает 8700  тех, кто не понаслышке знает о том, что такое политические репрессии. В основном это дети спецпереселенцев - те, кто еще до рождения стал "врагом народа".

В конце 1990-х годов на одной из центральных площадей Томска, рядом со зданием бывшей следственной тюрьмы НКВД в память обо всех погибших и переживших массовые репрессии  был установлен "Камень скорби".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала