МОСКВА, 28 окт - РИА Новости. Уходящая неделя была бурной на кадровые перестановки: для начала у оскандалившегося оркестра им. Светланова появился художественный руководитель, дирижер Юровский, который, тем не менее, дирижировать музыкантами не будет, а министр культуры назначил себе пятого заместителя, бывшего руководителя комитета по культуре Госдумы Геннадия Ивлиева, чуть ранее Союз театральных деятелей ожидаемо переизбрал Александра Калягина на четвертый срок и принял пятилетку, писателя Бориса Акунина попытались безуспешно уличить в экстремизме, а объем российского кинорынка превысил миллиардную отметку.
Стахановская практика
Союз театральных деятелей РФ собирается раз в пять лет, на своих съездах, навевающих воспоминания о партийных сводках, принимают план на ближайшие пять лет и выбирают председателя. В этот раз сценарий не изменился, в атмосфере всеобщего равнодушия к происходящему театральные деятели ровно воспринимали все выступления, практически единогласно выбрали Александра Калягина в четвертый раз своим председателем и приняли план на ближайшие пять лет, не открывая даже его программу.
Из новинок на съезде была организована прямая трансляция в интернете, которая вызвала бурную реакцию у продвинутых театральных критиков в социальных сетях и явно разнообразила воскресный день. Как говорят критики - их не позвали, но некоторые, как например Григорий Заславский - пришли сами и еще параллельно комментировали происходящее в социальных сетях. Надо отметить, что Заславский был единственным, кто оживил немного съезд своим призывом вступиться за находящегося уже год в СИЗО по обвинению в хищении директора театра им. Образцова Лучина. Обращение приняли, обещав помочь.
По итогу, в ближайшие пять лет Союз будет заниматься сохранением репертуарного театра, помогать молодым режиссерам к нему привыкнуть, обращать внимание на региональные проблемы, размышлять над введением контрактной системы и дальше сохранять единство театрального сообщества.
Регент на пробу
Разрешилась скандальная ситуация с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Светланова, музыканты которого добились увольнения своего дирижера и руководителя Марка Горенштейна, открыв при этом всю подноготную непростых взаимоотношений внутри коллектива.
Теперь руководить оркестром будет Владимир Юровский: в понедельник с ним был подписан контракт на три года. Одновременно Юровский - главный приглашенный дирижер Лондонского оркестра и руководитель Глайндборнского оперного фестиваля, успевший до этого посотрудничать со многими ведущими оркестрами. В этом главная загвоздка, так как по условиям контрактов Юровский дирижером быть не может, а лишь художественным руководителем. По его собственным словам, из-за своей занятости за границей он сможет дирижировать оркестром в этом сезоне всего дважды. Хотя в будущем не исключает возможности более плотной работы с ГАСО в будущем, если поймет, что музыканты и он "подходят друг другу". Горенштейн историю комментировать отказался, отметив, что тема эта его больше не интересует. Зато заверил, что не оставил идею подавать в суд на Минкультуры и уже подготовил практически все бумаги.
Ближе к культуре и журналистам
Спустя два месяца после утверждения нового устава министерства культуры, согласно которому его глава может иметь пять, а не четырех заместителей, вакантное место наконец-то оказалось занято. На эту должность назначили Григория Ивлиева, который четыре года руководил думским комитетом по культуре. Предполагается, что в ведомстве он будет курировать науку и образование и переданные Минкультуры функции упраздненной Росохранкультуры, среди которых охрана объектов культурного наследия и регулирование градостроительной деятельности. Учитывая его прежнее резко негативное мнение о строительстве на территории усадьбы "Архангельское" и на Бородинском поле, можно надеяться, что эти и другие объекты окажутся под надежным присмотром.
За период работы в Госдуме Ивлиев подготовил более 25 законопроектов, которые, и он в этом нисколько не сомневается, помогут ему на новой работе. Однако главное свое детище - новый базовый закон "О культуре", подготовленный взамен действующего сейчас документа 1992 года и уже поданный в Госдуму, представлять депутатам будет уже не он.
Несмотря на то, что распоряжение о назначении уже подписано, в министерство Ивлиев придет на следующей неделе, после того, как пройдет процедура сложения депутатских полномочий.
Очередной экстремист от искусства
Попытками обвинить в экстремизме писателей, художников, музыкантов общественность не удивить. Впрочем, арт-деятелей этим тоже не пронять, они привыкшие. Только недавно улеглись страсти вокруг членов группы "Война", которых из-за их акции "Дворцовый переворот" пытались привлечь за экстремизм, многие художники по этой же статье давно уже коротают время за границей, но тут попался совсем неожиданный кандидат - Борис Акунин, придумавший, пожалуй, самого изящного следователя - сыщика Фандорина. В одном из романов чересчур вдумчивый читатель углядел притеснения русского народа, а именно в комментарии, что русские не разбираются в сортах японской лапши. Следственный комитет, куда поступило заявление, честно попытался выполнить свою работу, проверив заявление, но по итогу дело возбудить отказался. Борис Акунин, он же Григорий Чхартишвили, даже слегка расстроился столь быстрым разрешением намечающегося скандала и пообещал в своем блоге "продолжать свою вредоносную деятельность".
Выше, быстрее, сильнее
Объем российского кинорынка превысил 1 миллиард долларов - и не под самый конец кинопрокатного года, как в 2010-м, а за месяц до финала. То есть, до того, как вышли "Бой с тенью-3", "Сумерки", "Кот в сапогах 3D" и другие блокбастеры, способные добавить к общей цифре сотню миллионов, особенно с учетом выросших по сравнению с прошлым годом цен на 3D-cеансы. Правда, доля отечественного кино в этой гигантской сумме, подвинувшей Россию к шестому месту в мировом прокате, продолжает падать - по состоянию на октябрь 2011-го она составляет не более 13%. Но ни в Фонде кино, ни в компаниях, вошедших в семерку лидеров, катастрофой сложившуюся ситуацию не считают: все только начинается. Цикл производства зрительских картин, напоминают продюсеры, составляет около трех лет, и настоящей отдачи от реформы, в результате которой появился Фонд, стоит ждать не раньше следующего года.