Влад Гринкевич
Еврочиновники договорились, как спасти Грецию, а вместе с ней - и всю еврозону. Обозреватель РИА Новости Влад Гринкевич считает, что достигнутые договоренности - "словесная интервенция", которая должна оказать положительное влияние на рынки.
По итогам многочасовых переговоров на саммите в Брюсселе лидеры Евросоюза предложили списать 50% греческого долга. Как заявил президент ЕС Херман ванн Ромпей, страна может получить от МВФ и ЕС до 100 млрд евро в рамках второго плана реструктуризации греческих долгов. Решено увеличить Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) с нынешних 440 миллиардов евро до 1 триллиона евро. Кроме того, фонду может быть предоставлено право страховать от потерь покупателей бондов еврозоны.
Ключевые слова здесь "будет" и "может быть". Эксперты подчеркивают: намерения есть, а живых денег пока нет. Это называется "словесная интервенция" - прием, который регулярно используется с начала кризиса 2008 года. Оптимистические заявления уже привели к росту биржевых котировок и росту цен на нефть. Стоимость декабрьских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI на торгах в Нью-Йорке по состоянию на 08.43 мск четверга повысилась на $1,7 - до $91,89 за баррель. Цена декабрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent выросла на $1,11 доллара - до $110,02 доллара за баррель.
В действительности многое еще надо согласовать и продумать. Не случайно глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу подчеркнул, что план спасения греческой экономики будет согласован к концу текущего года. Нужно разработать механизмы выделения денег, а заодно продумать, как вывести из под удара европейские банки – держатели проблемных активов. Ведь списание долгов частными компаниями грозит ударом по финансовой системе Европы.
Некоторые эксперты еще в начале долгового кризиса говорили: проблема Греции - это проблема ее кредиторов - банков, а через них - населения и корпораций, которые, в свою очередь, дают банкам деньги. Решение о списании греческих долгов может вызвать сомнения в надежности банков, и спровоцировать отток денег из некоторых из них.
Трудное положение, в котором оказалась Европа, не прочь использовать в своих интересах Китай, который в очередной раз предложил свою помощь Старому свету. КНР тоже готова участвовать в формировании европейского стабфонда. Китай так упорно рвется спасать Старый свет, потому что у него есть большой запас свободного капитала, которых он хотел бы использовать для усиления экономического влияния, скупая европейские активы. Вот только Европа не рвется их продавать, а, напротив, активно сопротивляется китайской экспансии. Вхождение в ЕФФС дало бы КНР возможность ни много ни мало влиять на финансовую политику Евросоюза. Отсюда до скупки активов рукой подать.
Еврочиновники это понимают, а потому манкируют предложениями китайцев. Точно так же они в свое время отказались от помощи американской ФРС. Сейчас европейские лидеры дали понять, что у еврозоны есть запас прочности, чтобы справиться с кризисом. Так это или нет, станет ясно к конце года, когда придет время переходить от слов к делу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции