Ирина Ясина
В непопулярной ныне у нас стране Грузии я провела неделю. Я и в советские времена приезжала в Москву оттуда как из теплой красивой заграницы, но в этот раз эмоций намного больше.
Невозможно спорить с тем, что грузины - те же совки, что и мы. Те же 70 лет советской власти. Про коррупцию в Грузии ходили анекдоты. Сейчас коррупции в Грузии не стало. Ни в образовании, ни в милиции, ни в таможне - нигде. Как, например, устроен обыкновенный полицейский участок в Тбилиси. Во-первых, он прозрачный. Во-вторых, роль вежливых полицейских максимально сведена к выполнению стандартных процедур. То есть, решить вопрос можно только так, как предписывает одна или другая инструкция. Шаг влево, шаг вправо - далее по инструкции. В результате получение водительских прав занимает 6 минут. Экзамен ты сдаешь компьютеру, включая экзамен по вождению на чудесной маленькой площадке. Рядом робот. Одновременно с получением водительских прав ты, если хочешь, можешь получить лицензию на право хранения огнестрельного оружия. Носить нельзя, хранить дома можно. Самооборона. И ведь понятно, почему и права и лицензию можно получить одновременно. И в том и в другом случае, желающий обладать ими гражданин должен быть не слепым, умственно полноценным и еще несколько несложных требований. Придумывать дополнительные требования грузинское государство не стало.
Грузинское государство сделало свое минимальное присутствие в жизни людей конкурентным преимуществом страны. И, удивительным образом, это работает. Ярким примером стало то, что крупнейшей статьей экспорта стал реэкспорт автомобилей. Единственно за счет упрощения таможенных и оформительских процедур. Казахстану, Армении, Азербайджану и даже Украине оказалось выгоднее покупать автомобили через Грузию. Итог - полторы тысячи долларов добавленной стоимости с каждого автомобиля в казну государства.
Быстрота и продуманность грузинских реформ поражает. В ситуации крайней бедности, отсутствия природных ископаемых, страна имеет 6% роста ВВП в год. А мы в России можем этому только завидовать. Захотел и сделал. Это не про нас. Мы богатые, а потому растим количество чиновников и расходы на них.
Грузия пошла по пути предоставления полной свободы действий гражданину. И расчета на его ответственность. Естественно, случились и перегибы. Когда делали реформу образования, о которой я расскажу в отдельной программе, в расчете на сознательность школьников отменили классные журналы, оценки и обязательность посещения школ. Школьники забили на учебу, так же как они бы это сделали в любой другой стране мира. К чести министра образования Грузии Дмитрия Шашкина он умеет признавать собственные ошибки. Классные журналы вернули, так же как оценки и обязательное посещение. Дмитрий Шашкин, сын русского и грузинки, говорит по-русски с сильным грузинским акцентом. У него пока еще меньше времени на общение с журналистами, чем у его коллеги Вано Мерабишвили, министра внутренних дел. Там машина уже запущена и работает сама по себе.
Всю неделю в Грузии меня преследовало чувство жгучей зависти. Ведь там ситуация в конце правления Шеварднадзе была много хуже, чем у нас в самые лихие 90-е. Воровство было такое, что сережки из женских ушей срывали прямо на улицах. Про отсутствие света и тепла в домах мы с вами слышали. Сейчас мы в России, конечно, живем богаче. Миллиардеров там совсем мало и зарабатывают они в России. Наш уровень жизни выше. Но в Грузии рост экономики и, самое главное, позитивное развитие ощущается всеми органами чувств прямо на улицах и в любой точке страны. А грузины, ставшие в последние годы эмигрантами, возвращаются домой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции