Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Россия пробует закрепиться на атомном рынке Восточной Европы, предлагая Чехии кооперацию по строительству новых реакторов. Об этом сообщил на открывшемся в Праге форуме "АТОМЕКС Европа" глава Росатома Сергей Кириенко. Таким образом, обостряется борьба с американским бизнесом, планировавшим прийти на место российских атомщиков в странах бывшего советского лагеря.
Бои за реактор местного значения
Чехию словно бы и не касается воцарившаяся в Европе после Фукусимы антиатомная истерика. Чешская компания CEZ ("Чешские энергетические заводы") упорно продолжает тендер на строительство новых реакторов на АЭС "Темелин", объявленный еще в августе 2009 года.
Эффект Фукусимы в глобальном плане будет колоссальным. Читать на сайте InoСМИ>>
Росатом считает основными преимуществами российского проекта достройки этой чешской станции уникальное сочетание пассивных и активных систем безопасности, референтность энергоблоков и опыт эксплуатации чешскими атомщиками АЭС российского дизайна, заявил в беседе с чешскими журналистам Сергей Кириенко.
По условиям тендера, победитель получит право на постройку двух атомных реакторов на АЭС "Темелин". В опционе тендера – еще три блока для компании CEZ: один на чешской АЭС в Дукованах, и два – на словацкой АЭС в Богуницах.
Общий объем средств, которые могут быть выделены на постройку этих пяти реакторов, по ряду оценок, может превысить 20 млрд долларов. Американская сторона оценивает его и того дороже – в 27 млрд долларов.
На тендере энергично толкаются локтями трое претендентов. Это американо-японский альянс Toshiba Westinghouse, французская группа AREVA и российский консорциум МИР-1200.
Альянс МИР-1200 ("Модернизированный интернациональный реактор мощностью 1200 МВт") был создан для продвижения последних новинок российских атомщиков в Восточную Европу, некогда бывшую безраздельной вотчиной советского атомного машиностроения. В составе отечественных конкурсантов – "Атомстройэкспорт" (международный инжиниринговый оператор Росатома), ОКБ "Гидропресс" (головной разработчик реакторов) и чешская фирма Skoda JS.
За основу МИРа взят проект "АЭС-2006" на основе реактора ВВЭР-1200 – продукт, хорошо известный на атомном рынке. "Мы предлагаем на АЭС "Темелин" проект, который имеет очень хороший опыт референции, он был реализован и в России и в Китае на двух блоках АЭС "Тяньвань". Такие же блоки сооружаются сегодня на Ленинградской АЭС, в Белоруссии, на Балтийской АЭС", – сообщил журналистам глава Росатома Сергей Кириенко.
Правда, в связи с его высокой политической значимостью центр принятия решений о сделке перешел из компании CEZ в правительство, что, по словам чешских официальных лиц, затормозит вынесение окончательного решения до 2013 года.
Сами же для себя и будут строить
Кардинальное отличие российской позиции от конкурентов, на которое упирают российские официальные круги, состоит в следующем. Во-первых, именно Россия является центром научно-технических компетенций по реакторам семейства ВВЭР, работающим в Темелине, Дукованах и Богуницах.
"В Чехии накоплен очень хороший опыт эксплуатации на реакторах ВВЭР. Поэтому использование на АЭС "Темелин" технологии, на которой десятилетия работают чешские атомщики – это залог безопасности", – считает Сергей Кириенко.
Во-вторых, и это куда важнее, консорциум МИР-1200 готов разместить на чешских предприятиях беспрецедентный объем промышленных субподрядов, необходимых для строительства АЭС. И речь идет отнюдь не о традиционно обеспечивающих работах – вроде строительства объектов общего назначения или подводки коммуникаций.
Один из участников консорциума, чешская фирма Skoda JS ("Шкода – Ядерные Системы"), – хорошо известный центр европейского атомного машиностроения, в последнее время также создавший отличный инженерно-эксплуатационный задел по обращению с отработанным ядерным топливом.
Это позволяет обеспечить почти сенсационный уровень локализации производства: 70% оборудования, необходимого для проекта, предлагается производить на месте, в Чехии.
"Никто из других участников не может обеспечить подобное, потому что это вопрос технологических возможностей. Чешской промышленности не нужно кардинальных изменений, чтобы изготавливать оборудование для реактора ВВЭР. А это означает новые рабочие места в Чехии", – прокомментировал преимущество российской заявки Сергей Кириенко.
Напомним, Skoda JS, как и группа сталелитейных предприятий Pilsen Steel, входит в состав российского холдинга "Объединенные машиностроительные заводы" – отечественного монополиста, выпускающего оборудование для атомных станций.
Старые счеты больших мальчиков
По мнению ряда чешских инсайдеров, позиции группы AREVA на тендере достаточно слабы. А вот между российскими и американскими участниками борьба пойдет нешуточная.
Начнем хотя бы с того, что у Westinghouse к Росатому старые счеты. Или можно сказать наоборот. На рубеже XX и XXI столетий атомные корпорации схлестнулись в битве за специфический, но очень важный сегмент восточноевропейского рынка: поставки ядерного топлива для тамошних АЭС советской постройки, работавших на реакторах ВВЭР.
Именно Темелин стал, наряду с финской АЭС "Ловииса", пилотным проектом, на котором западный атомный бизнес попытался отработать вторжение в зону эксклюзивной компетенции советских атомщиков.
АЭС в Восточной Европе: будто не было Чернобыля и Фукусимы. Читать на сайте InoСМИ>>
Westinghouse тогда были предложены так называемые "кассеты ТВС-W", перед которыми ставилась задача отнять рынки топлива у всех "бывших советских" стран, имевших реакторы ВВЭР. В частности, под прицел попадала Украина. Не самые теплые отношения постсоветских стран и бывших членов Варшавского Договора с Москвой позволяли американцам надеяться на успех.
Однако на Темелине дела у Westinghouse, мягко сказать, не заладились. В конце концов, раздраженные чехи досрочно выгрузили из советских реакторов недоработанные "двоюродные" кассеты, разорвали контракты с американцами и заключили новое соглашение на поставки топлива до 2018 года – уже с российской корпорацией "ТВЭЛ", входящей в Росатом.
На Украине тоже как-то не пошло, но уже по другим причинам: решив часть инженерных задач, Westinghouse попал под не самый благоприятный политический фон, связанный с приходом к власти Виктора Януковича. А тот развернулся в сторону строительства на Украине завода по производству ядерного топлива в союзе с тем же "ТВЭЛом".
Теперь же Росатом пытается застолбить себе чехо-словацкий атомный рынок, выдвигая для этого достаточно сильную заявку. Заявку тем более аргументированную в условиях нестабильной экономической ситуации в Восточной Европе: российский атомный концерн приносит с собой высокооплачиваемые рабочие места. А американцы на этом тендере, насколько можно судить по утечкам WikiLeaks, больше озабочены созданием 9 тысяч новых рабочих мест в США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции