Лауреат Пулитцеровской премии, американский писатель и журналист Дэвид Хоффман, известный по книге "Олигархи", рассказал РИА Новости о своем новом исследовании - книге "Мертвая рука (The Dead Hand): Неизвестная история холодной войны и ее опасное наследие", вышедшей в издательстве "Corpus", а также уточнил, сколько раз мир был на грани ядерной войны, и как он относится к приговору Михаилу Ходорковскому. Беседовала Мария Ганиянц.
- Почему после "Олигархов" вы решили обратиться к теме "холодной войны"?
- Я восемь лет работал журналистом в Белом доме во время президентства Рональда Рейгана, и мне казалось, что я знал о нем все. Но после издания его дневников с удивлением обнаружил вещи, о которых даже не подозревал. Например, он хотел уничтожить все ядерное оружие, и именно это было его тайной целью и задачей, причем задолго до того, как все поняли необходимость прекращения ядерной гонки и разоружения. Затем, работая в 90-е в течение шести лет в Москве шефом московского бюро газеты "Вашингтон пост", писал серию статей о "холодной войне", о химическом, биологическом и ядерном оружии - книга во многом основана на этих статьях - и тогда я тоже думал, что много знаю. Но, когда начал собирать материал для книги, история с Рейганом повторилась - в советской истории было ничуть не меньше секретов, чем у американцев. Целью "Мертвой руки" было пролить свет на историю "холодной войны", и показать, что победителей в ней не было. Это была тайная история, история паранойи, недоверия, опасности.
- На что вы надеетесь в связи с выходом книги? На мир во всем мире?
- Есть надежда, в связи с этой книгой, что все может измениться. Та "холодная война", которая была, закончилась, но оружие "холодной войны" осталось. Например, Сенат конгресса США - это своеобразный клуб из ста человек, члены которого поддерживают идею сохранения межконтинентальных ракет. А наша система межконтинентальных ракет устроена так, что через 4 минуты после того, как президент нажмет кнопку, ракеты взлетят в воздух и будут убиты миллионы людей. А что, если ракеты будут готовы не через 4 минуты, а через час? Это даст больше времени, чтобы исключить ошибку.
- Вы написали, что в 1983 году подполковник Петров на станции раннего оповещения Серпухов-15 принял решение, что информация системы о запуске ракет со стороны США - "ложная тревога", сбой системы. Тем самым он предотвратил ядерную войну, а были ли такие "сбои" в США? О них в книге не сказано.
- Я говорил с Петровым несколько раз, это действительно было его личное решение: военный был натренирован, что ядерная война - массовая, но в тот вечер сигнал был о том, что летит одна ракета, потом две, три, пять, но, никак не десятки. В США был похожий случай: на станции раннего предупреждения военный получил информацию, что летят 200 ракет в сторону США, тревога дошла до Белого дома, где мирным сном спал президент Джимми Картер. Его, кстати, так и не разбудили. Советник по безопасности Белого Дома принял решение не будить президента и подождать. Через несколько минут выяснилось, что это был компьютерный сбой: испортился малюсенький чип, стоимостью в доллар.
- У вас много ссылок на документы, с которых, по ощущениям, наши военные и спецслужбы вряд ли сняли гриф "секретно", откуда у вас документы?
- Материалы, на которых основана моя книга - сочетание интервью, документов (оригиналов и копий) и мемуаров. Некоторые из документов, касающихся данных по СССР и России, хранятся в виде микрофильмов и копий в библиотеке Стэнфордского университета. Естественно, чтобы не стать жертвой дезинформации, я проверил почти все из них, ища косвенные подтверждения в дневниках, беседуя по возможности с теми людьми, чьи подписи были на бумагах. Всего в книгу вошли материалы из двухсот интервью. В любом случае, все документы опубликованы на Западе, или хранятся в открытых архивах. Я не думаю, что спецслужбы это как-то может побеспокоить, эти документы - уже достояние истории.
- Кто из последних президентов США оказал наибольшее влияние на мировую политику?
- Мне кажется, что Рейган был ключевой фигурой, и это ощущается до сих пор: ведь мы реализуем его программу "звездных войн". А что до России, то мне кажется, Борис Ельцин оказал огромное влияние на экономику страны, Горбачев - на политику, ну а о сегодняшней власти - нет сомнения в ее огромном влиянии.
- Что изменилось с того времени, как вы работали корреспондентом в Москве?
- В 1995 году в декабре были выборы в Думу, и, насколько я помню, в них участвовало около 40 партий, и 5 или 7 из них в Думу вошли. Хотя многие из этих партий были "диванными". Количество людей в таких партиях настолько мало, что они все могут усесться на один диван, но конкуренция, тем не менее, была большая. А конкуренция - это кислород общества, без нее нет демократии. Сегодня я этого не вижу, а вижу в политике монополию.
- В вашей книге "Олигархи" много места уделено Ходорковскому. Что вы на самом деле думаете?
- Приговор Ходорковскому был неправильным: он не мог украсть сумму равносильную объему всей добычи нефти компании "ЮКОС", это абсурд.
- Вас часто спрашивают, кто такие олигархи, честные бизнесмены или преступники? Что вы отвечаете?
- Для того, чтобы стать преступником, надо было нарушить закон. Но в первые годы становления России, огромное количество законов существовали еще с советских времен, а многие из существующих сегодня, еще не были приняты. Ходорковский и другие олигархи воспользовались несовершенством законодательного права. С точки зрения закона - они не преступники, просто было время беззакония, и они это использовали.
- А с моральной точки зрения?
- Кто я такой, чтобы судить людей с этих позиций? Как решить, морально или нет было с их стороны брать то, что государство очень дешево продавало после 1995 года? Есть факт: и Ходорковский, и Березовский, и другие купили все эти компании задешево. Кто действовал аморально? Олигархи или государство? Решайте сами.