В рейтинге школ повышенного уровня «Чему и где учится интеллектуальная элита», подготовленном проектом «Социальный навигатор» РИА Новости, наиболее высокие баллы - у лицеев и гимназий с давними образовательными традициями и высоким авторитетом. О том, как оценивать результаты обучения в престижных школах, рассуждает научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования Ефим Коган. Беседовала Ирина Зубкова.
- Ефим Яковлевич, полезен ли рейтинг для учеников, их родителей, для учителей и чиновников от образования?
- Всякое исследование в такой нетривиальной сфере, как образование, - полезно. Особенно если касается того, что отклоняется от канонов: школ повышенного уровня. Рейтинг позволяет понять, насколько продуктивен уход от стандартных программ, насколько это эффективно, доступно, насколько такие школы востребованы. Мы начинаем понимать, в каких территориях вообще происходят подобного рода образовательные процессы. Таким образом, это путь к развитию тех построений и тех образовательных систем, которые развиваются в каждой территории, в каждом регионе.
Полезна ли такая возможность для школьников и их родителей, трудно ответить. У нас не столь уж выражено межрегиональное движение учеников. Чаще школьники ездят учиться из России в Великобританию, чем из Самары в Новосибирск или в Нижний Новгород. Так что межтерриториальный охват рейтинга - это скорее не для потребителей услуг, а для профессионалов, для специалистов, для работников образовательных систем, от органов управления образованием до образовательных учреждений.
- Как оценить, какая школа лучше, а какая хуже?
- Методика данного рейтинга оценивает школы вполне адекватно, и я думаю, что ее можно было бы распространить на оценку любых школ, не только тех, в которых имеются особые программы. Что же касается тех школ, где программа отличается от государственной стандартной, тех, которым присвоен статус гимназии, лицея или школы с углубленным изучением каких-то предметов, то тут нужны и другие критерии оценки: перечень дополнительных к стандарту компетенций, которые школа гарантирует или обязуется сформировать. Это то, с какими конкретными результатами выпускник выходит из этой школы. Более того: именно это я считаю самым важным.
- Что именно может быть в этом перечне?
- Вот иностранный язык - настоящая беда для нашей страны. Лингвистическая гимназия должна гарантировать родителям, что по ее завершении ребенок будет владеть языком на таком-то уровне, подтвержденном сертификатом: 2-й Кембриджский, например, или ТОEFL. Это может быть и какой-то российский сертификат, но только чтобы если человек получил эту бумагу, то это означало бы: он может ехать в англоязычную страну и спокойно там общаться на бытовом или на профессиональном уровне. А иначе за что школа носит это имя - гимназии или лицея?
- Вы говорите: «школа должна гарантировать». Это возможно?
- А зачем я тогда поведу туда ребенка? Зачем этой гимназии или лицею учредитель - местный орган власти выделяет дополнительные деньги «за статус»? Ради чего тогда родители платят в попечительский фонд при этой школе гораздо больше, чем составляли бы родительские взносы «в фонд школы» в обычном учебном заведении?
Не можете гарантировать конкретный уровень - тогда задайте диапазон. У Кембриджского сертификата уровни с 1-го по 5-й - пусть школа гарантирует с 1-го по 3-й. Она же всё равно отбирает себе учеников по определенным принципам, вступительный экзамен есть.
- Вступительные экзамены и другие формы отбора запрещены законодательно.
- Это в первые классы запрещены, а в гимназию, на программы повышенного уровня, - конечно же, нет. Так или иначе, детей выбирают. Но и предметы для «углубления» тоже выбирает сама школа. Как правило, это то, чем располагает ее педколлектив: я владею этим предметом - я буду его « углублять». Почему именно его, и именно так, и именно здесь, остается загадкой. Причем родители даже и не знают, в чем именно состоит это «углубление», чем конкретно отличается программа от обычной, почему выбор школы должен стать и их выбором.
- Есть ли решение у этой проблемы?
- В Самарской области мы - Приволжский филиал Федерального института развития образования и областное Министерство образования и науки - разрабатываем систему, при которой программы повышенного уровня были бы контролируемыми, управляемыми со стороны местных органов управления образованием. Начать нужно не со способа, а с цели. Нас не очень должно волновать, что ребенок будет вместо квадратного уравнения уметь решать кубическое. Нужны конкретные осмысленные, жизнеобеспечивающие дополнительные образовательные результаты: иностранный язык на уровне коммуникации, такое-то владение информационными ресурсами, такие-то навыки управления, способы взаимодействия с кем-то, управление собственными ресурсами, планирование собственной деятельности и так далее. А когда говорят: «Он будет лучше знать математику», - это ни про что. Физика, математика, история, все предметные базы - это не цель, а средство, это ресурс «для». Если родители приходят в школу подавать заявление о приеме в нее ребенка, а им при этом не говорят, с какими качествами, с какими результатами тот ее окончит, а говорят всего-навсего, что это школа с физико-математическим уклоном, то это означает, что им ничего не говорят.
- Но ведь важно еще и то, рядом с кем, с какими детьми, и в какой атмосфере будет учиться твой ребенок, будет ли он мотивирован на учебу?
- Сейчас народ просто собирается под вывеской «Лицей». Если бы была какая-то еще более привлекательная вывеска, то собирались бы под ней. Но это же
примитивный подход к выбору школы для ребенка. Надо сделать следующий шаг: чтобы под «вывеской» была еще и информация о том, чего от этого заведения ждать.
Я работал когда-то в физматшколе Новосибирского академгородка. Все изучали там физику и математику, но целью было не знание физики и математики. Целью были новые технологии - те, что теперь называются нанотехнологиями. Вхождение в этот новый технологический мир - достойная задача: не голые формулы, а четкая постановка научно-технической проблемы, опыт проектной деятельности и другие ресурсы современной успешности.
Рейтинг РИА Новости называется «Чему и где учится интеллектуальная элита». Это серьезный вопрос: подготовка элиты - это проблема любой страны. Это определенный набор качеств, ресурсов, адаптационного потенциала, ну и так далее - который надо сформировать в этих людях, если они претендуют на этот олимп, на роль элиты. Думаю, что содержание уже опубликованного рейтинга наведет тех, кто управляет образованием, на мысль о необходимости обеспечивать именно эту сторону запросов родителей - нацеленность на результат, а не на непонятные места и средства углублений где-то, в чем-то, куда-то. Тем самым, с одной стороны, конкретизировать деятельность образовательных учреждений, а с другой - это хороший метод воспитания самих родителей, которые должны видеть в системе образования способ сформировать именно те качества, которые нужны детям в будущей жизни.