Елена Супонина, востоковед, политический обозреватель "Московских новостей" – для РИА Новости.
Глядя на кадры с изображением окровавленного ливийского вождя Муамара Каддафи , я нисколько не сомневаюсь, что это он и есть. Не раз видела его вблизи во время поездок в Триполи и его визитов в Москву. Похож.
Труп его, правда, скрывают, что добавляет интриги. И вот уже руководители Переходного национального совета в пятницу объявили, что местонахождение могилы свергнутого главы государства будет засекречено.
Вариант сжечь и развеять прах, как в случае с Усамой бен Ладеном, надеюсь, даже не рассматривался. Все-таки бывший ливийский лидер попал в руки своих мусульман-единоверцев, а им еще перед Аллахом ответ держать. Нельзя нарушать предписания Всевышнего по захоронению тел. Добить раненого врага – это другое дело, с этим проще, так с Каддафи и поступили.
Саддама хотя бы судили, а Каддафи – застрелили сразу
Тем не менее, для сторонников разнообразных теорий заговора, столь популярных у нас в России, исчезновение тела Муамара Каддафи – лишний аргумент для того, чтобы в чем-то засомневаться. И если поначалу заявление Владимира Жириновского о том, что это может и не Каддафи вовсе, а его двойник или вообще инсценировка, я восприняла как недоразумение или предвыборный пиар, то вскоре выяснила, что лидер ЛДПР не одинок.
Оказалось, что даже кое-кто из действующих российских дипломатов в частных беседах допускает такой вариант. Слишком уж вовремя – за день до этого – Ливию посетила госсекретарь Хиллари Клинтон. Слишком уж загодя новые власти начали объявлять о победе.
Реакция мировых лидеров на смерть Муамара Каддафи. Читать на сайте InoСМИ>>
А не разыгранный ли это спектакль? К тому же многие помнят всякие неувязки с поимкой Саддама Хусейна в Ираке в декабре 2003 года (то на фотографиях пальма на заднем фоне не в сезон цвела, то еще что-то). За Саддамом Хусейном, кстати, гонялись даже дольше, чем за Каддафи – девять месяцев, но все равно поймали, судили и потом повесили.
Муамара Каддафи застрелили без суда, и есть свидетельства, что его, уже раненого, торопливо добили. Правда, стоит отметить, что Саддам отсиживался в подземном укрытии. Каддафи же продолжал воевать.
Из дворца не всякий пойдет воевать
Сомнения в его гибели, появившиеся у части далеко не маргинальной российской элиты, отражают, в первую очередь, высокую степень недоверия ко всему, что делает Запад, особенно США. Американцам у нас не верят и с их стороны во всем усматривают подвох.
Наконец, часть наших политиков и политологов никак не может поверить в то, что стоявший на вершине власти и очень богатый человек может вот просто так отказаться от предложений куда-нибудь сбежать и где-нибудь тайно скрыться. Из дворца – и в бой? Нет, многим это непонятно.
Путь Муамара Каддафи: от заговорщика до свергнутого короля. Фотолента>>
Тем не менее, все без исключения мои ливийские знакомые заранее предполагали, что Каддафи не врал, когда говорил, что будет сражаться до последней пули. "Мы предполагали такую развязку. Вопрос был только во времени", – сказал мне сейчас бывший посол Ливии в России Амир аль-Гариб.
Работавшие в Ливии российские дипломаты придерживались того же мнения, включая посла Владимира Чамова, отозванного из Триполи по решению президента Медведева за считанные дни до начала войны в марте этого года.
"Живым Каддафи не сдастся", – говорили знавшие его люди. К тому же было известно, что посредники не совсем искренне, а одновременно с выдачей международного ордера на его арест, предлагали Каддафи обсудить предложения о сдаче и добровольном отказе от власти.
Так не уговаривают. Однако причина была не только в этом. Муамар Каддафи искренне считал, что его свержение незаконно, а начавшаяся гражданская война носит характер иностранной интервенции.
Бедуинская гордость Каддафи
И все-таки главное – психологический портрет лидера, который руководил страной 42 года, а к власти пришел, рискуя жизнью своей и своих друзей. В 1969 году 27-летний младший офицер Муамар Каддафи устроил маленькую революцию, свергнув находившегося на лечении за границей старого короля Идриса.
Революция-то вроде оказалась пустяшным делом, но опасность была велика. Да и за свержением монарха последовали вон военные базы США и Великобритании. Из Ливии были изгнаны и многочисленные итальянские бизнесмены, надоевшие местным патриотам.
"Пикассо ближневосточной политики": СМИ о гибели Каддафи. Читать на сайте InoСМИ>>
Каддафи понимал, что рискует, что последуют заговоры с целью его убить, что против него выступят как внутренние, так и внешние враги. Так оно и было на самом деле. Но еще тогда Муамар Каддафи смеялся в лицо смерти. Он, конечно, любил жизнь, но никогда не боялся ее потерять.
Среди мафиози на Сицилии о таких говорят – настоящий сицилиец. С такими либо можно договориться на равных, либо лучше уничтожить. Это означает, что человек готов умереть, лишь бы не потерять своего достоинства и остаться сильным в глазах ближайшего окружения. Мнение клана и родственного племени тут тоже важно.
В ЦРУ, кстати, это прекрасно знали. Так что среди американских политиков сегодня мало кто сомневается, что 20 октября 2011 года в городе Сирт, возле которого в бедной бедуинской семье и родился Муамар Каддафи, были убиты он сам и его сын Муттассим, а также министр обороны Абу-Бакр Юнес Джабер.
Еще в 1980-е годы имеющий хорошие контакты в американских спецслужбах журналист Боб Вудворд отмечал "бедуинскую гордость", которая отличала непредсказуемого и упрямого ливийского полковника: "В результате дискриминации, с которой он, будучи бедуином, столкнулся во время учебы со стороны как ливийцев-горожан, так и иностранцев, у Каддафи развилось острое презрение к элите, прочная приверженность к бедуинскому сословию, чувство принадлежности к угнетенным".
В одном из своих интервью он как-то гордо скажет: "Я вырос в чистом окружении, не зараженном инфекциями современной жизни".
Свою смерть полковник увидел в образе женщины
Психологи предполагали, что так сложилось еще и потому, что детство и юность Каддафи прошли в бедности (он единственный из шести детей в семье был отправлен на учебу сначала в медресе в Сирте, а потом в военное училище). Кроме того, многого в жизни он добился сам, без поддержки и связей, что только способствовало его убежденности в особом предназначенном только для него, пути.
Ходят слухи, что местные прорицатели ему давно нагадали насильственную смерть. Каддафи свыкся с этой мыслью. К тому же, как многие люди с подвижной и не совсем обычной психикой (некоторые западные специалисты подозревали у него легкое психическое отклонение вроде шизофрении), да еще и как человек глубоко верующий, он проще воспринимал бренность бытия, имея в виду, что смерть лишь переход от одного существования к другому. "Я часто смеюсь над жизнью", – сказал однажды Каддафи в своем интервью.
Выстрелы и ликование по случаю смерти Каддафи. Фотолента>>
Российский исследователь Ливии профессор Института востоковедения РАН Анатолий Егорин в этой связи обратил внимание автора этих строк на один из рассказов Муамара Каддафи (а он еще и писатель) под показательным названием "Смерть" из того самого сборника, в котором рассказывается про самоубийство вернувшегося на землю астронавта. Тот не выдержал столкновения с изменившейся действительностью и предпочел умереть.
По-русски этот рассказ есть в переводе бывшего посла в Ливии Алексея Подцероба. Муамар Каддафи в нем рассуждает о том, что смерти не надо бояться, хотя по возможности надо с ней яростно и упорно бороться. Но однажды наступит момент, когда борьба бесполезна, и тогда "смерть перевоплотится в женщину" и уже явится не как "всадник с обнаженным мечом", а "тихо, как соблазнительница". И тогда "сопротивляться ей недостойно мужчины, и следует уступить ей в последний момент".
Тем, кто все еще сомневается в гибели Каддафи, хорошо бы почитать этот рассказ. Такие авторы не сбегают и не сдаются. А тот факт, что новые власти решили засекретить могилу поверженного лидера, говорит только о том, что война в Ливии еще не закончилась и мертвый Каддафи для кого-то страшнее, чем живой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции