Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
В России появится новый федеральный округ, созданный на базе Москвы, сообщил в четверг мэр Москвы Сергей Собянин, подводя итоги первого года своей работы в этой должности. Правда, по какому принципу этот округ будет создаваться, мэр не уточнил.
Политологи и эксперты по региональному развитию сходятся во мнении, что принципы функционирования столичного округа должны серьезно отличаться от тех, по которым живут остальные федеральные округа. Прежде всего, столичный федеральный округ должен иметь экономические и координационные функции, говорят аналитики.
По словам Собянина, новое административное образование будет создано при присоединении части земель Московской области к Москве. Идея создания столичного федерального округа принадлежит президенту России Дмитрию Медведеву. Именно он, выступая на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года, предложил расширить Москву за счет подмосковных территорий, создав новое административное образование.
Столичный федеральный округ может стать площадкой для более тесного взаимодействия Москвы и Московской области, вопрос об объединении которых регулярно поднимается в последние годы, предполагают аналитики.
Политическая функция округов
Федеральные округа в России были созданы указом Владимира Путина в 2000-м году. Сначала их было семь, а в 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский. "Система округов задумывалась с вполне понятной целью: это, во-первых, приведение в соответствие законодательств субъектов федерации и контроль за этим процессом. И второе – это выведение из-под губернаторов всех силовых структур с замыканием этих структур на окружной уровень и дальше – на федеральный", – поясняет директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Эта задача была успешно выполнена за два года, после чего федеральные округа оказались в подвешенном состоянии, поскольку у них нет функции экономического управления и они не распределяют деньги, говорит Зубаревич. По ее мнению, у округов остались только две функции: функция политического контроля над губернаторами и функция чисто административная – сбор различных справок и документов и пересылка их в Кремль.
С тем, что основной функцией федеральных округов является политическая, согласен и заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин. "Федеральные округа являются способом усиления централизации власти. Представителя президента в федеральном округе наделили полномочиями, связанными с назначением губернаторов. Как только полномочный представитель получил такую функцию, губернаторы стали терять свободу и подстраиваться под то, что нужно федеральному центру. То есть, главная функция – [укрепить] вертикаль власти", – пояснил он в беседе с РИА Новости.
А между тем эти административные образования можно использовать куда более эффективно, если наделить их еще и экономическими функциями, считает Скопин.
Так, по его мнению, федеральные округа могли бы заниматься координацией региональных программ по привлечению инвестиций.
"У нас что сейчас получается: два региона, которые расположены в одном федеральном округе, начинают строить одни и те же предприятия Естественно, на начальном этапе они не в курсе, что рядом строится такой же завод, – говорит эксперт. – Потом, когда заводы уже наполовину построены, они узнают об этом; выясняется, что рынки сбыта у этих заводов резко уменьшаются, что эффективность их функционирования будет ниже, чем рассчитывали инвесторы, ну и так далее. Так вот главная функция, которой нет и которая должна быть у федерального округа, – это функция экономической координации".
По мнению Скопина, на сайте округа должен быть специальный информационный блок, где размещаются все идеи инвестиционных проектов, а инвестор, исходя из этих данных, сам выбирает наиболее подходящий. На этом этапе подключается глава федерального округа, проводит согласование по экономической целесообразности и делает окончательный выбор, поясняет эксперт.
"Бублик с дыркой"
Федеральные округа "ни в коем случае нельзя наделять экономическими функциями", – не соглашается Наталья Зубаревич. "Это неэффективные структуры по составу: там, в основном, силовики сидят. Там [в федеральных округах] не может быть централизации экономического управления на этом уровне", – поясняет она.
При нынешнем наборе функций, а, точнее, их отсутствии, создание столичного округа выглядит не слишком целесообразным, считает эксперт. Если воспринимать это образование как некую площадку для согласования интересов Москвы и области, то непонятно, кто должен этот округ возглавлять. "Мы же понимаем, что реально политический вес глав федеральных округов очень невелик. Поэтому я не понимаю, как в российской совершенно жесткой номенклатурной иерархии человек с меньшим политическим весом будет согласовывать проблемы уж как минимум одного из людей с большим политическим весом (как Собянин, например)", – говорит Зубаревич, добавляя, что площадка для согласований нужна, но с точки зрения российской бюрократии этот проект практически нереализуем.
Кроме того, создание нового административного образования на базе Москвы и области сводит на нет смысл существования центрального федерального округа (ЦФО), отмечает эксперт. "Он называется центральным только потому, что в нем есть предельно ясно выраженный центр, с которым взаимодействуют и благодаря которому во многом ускоренно развиваются прилегающие субъекты РФ. Функция центрального федерального округа, если она и была, то состояла в том, чтобы облегчать взаимодействие субъектов, входящих в его состав. Если мы вырезаем из центрального округа центр, то мы получаем бублик с дыркой посередине. Координирующего смысла в таком образовании нет никакого", – резюмирует Зубаревич.
Для столичного федерального округа должны разрабатываться отдельные правила функционирования, поскольку работать по тому же принципу, по которому создаются другие федеральные округа, он физически не может, говорит заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко.
"Если создается некий федеральный округ, то сохраняет ли Москва субъектность как субъект федерации? Этот вопрос главный. Потому что федеральные округа как они сейчас существуют в России – это ничто иное, как уровень федеральной власти. Федеральный округ не имеет ни статуса субъекта федерации, ни своего законодательного органа. А раз нет своего законодательного органа, нет бюджета, нет распоряжения финансами", – пояснил он РИА Новости.
Несмотря на то, что принципы функционирования нового административного образования остаются пока неясными, Алексей Скопин оценивает будущее этого проекта позитивно.
Сейчас самое время подумать о возможных путях объединения Москвы и области, считает он, отмечая, что при Собянине Москва стала развиваться в том направлении, которое может позитивно сказаться и на развитии области.
"Я был категорически против такого объединения при Лужкове, потому что модель интенсивного освоения и застройки земель, которая действовала в Москве, могла бы распространиться и на Московскую область, – отметил он. – И в результате москвичи сами получали бы еще более плохую экологическую ситуацию и еще больше транспортных заторов".
За тот год, что Сергей Собянин находится у власти, концепция развития города значительно изменилась в лучшую сторону и может стать неплохой базой для объединения столицы с областью, полагает Скопин.
Эксперт при этом подчеркивает, что речь должна идти об образовании, наделенном экономическими и координационными функциями. "Если же это будет просто политическое образование, которое создается под какого-то конкретного человека, то, конечно, это абсолютно бессмысленная затея", – заключил он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции