Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
Первые полосы мировых СМИ во вторник посвящены возвращению из плена израильского капрала Гилада Шалита, которого удалось вернуть домой в обмен на освобождение из израильских тюрем более тысячи заключенных палестинцев. Решение правительства Израиля пойти на сделку с боевиками радикального движения ХАМАС и выпустить из тюрем преступников, многие из которых были приговорены к пожизненному заключению по обвинениям в терроризме и убийствах, в Израиле воспринимают неоднозначно.
Судя по данным израильского института социологических исследований "Дахаф", 79% израильтян поддерживают "сделку Шалита". Тем не менее, израильские СМИ и блоги пестрят гневными высказываниями противников этого обмена. Среди них – родственники тех, кто погиб от рук преступников, которых сегодня выпускают на свободу. Верховный суд Израиля рассмотрел не один десяток исков от семей, требующих оставить убийц под стражей.
Биби, почему ты выпустил убийц? Читать на сайте InoСМИ>>
При этом как противники, так и сторонники обмена Шалита на заключенных палестинцев опасаются, что эта сделка может спровоцировать новые похищения израильтян.
Военнослужащий Армии обороны Израиля Гилад Шалит был захвачен палестинскими боевикам в июне 2006 года. За его освобождение исламисты требовали выпустить из израильских тюрем более тысячи палестинских заключенных, в том числе своих лидеров, осужденных на длительные сроки, а также женщин и детей. Согласно достигнутому 11 октября соглашению между правительством Израиля и руководством ХАМАС, в обмен на Шалита будут освобождены 1027 палестинцев.
"Смерть для сотен израильтян"
Риски этой сделки очевидны: во-первых, исламисты, поняв, на какие уступки готов идти Израиль ради спасения одного солдата, могут организовать новые похищения; во-вторых, никто не может гарантировать, что освобожденные из израильских тюрем палестинцы не вернуться к террористической деятельности.
Исходя из этих опасений, власти Израиля долго не могли принять решение по обмену Шалита. Бывший глава "Шин Бет", службы внутренней безопасности Израиля, Юваль Дискин не раз отмечал, что освобождение такого количества преступников представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Экс-глава службы секретной разведки Израиля "Моссад" Меир Даган говорил, что такая сделка приведет к победе оппозиционеров в Арабском мире.
Эмоции израильтян и палестинцев в день освобождения Гилада Шалита. Фотолента>>
Подобного рода опасения в Израиле разделяют многие. Популярные израильские блогеры, пытаясь осмыслить сделку, делают упор на то, что из тюрем выпускают террористов, которые, выйдя на свободу, будут снова убивать израильтян. "Прежде всего, я хочу попрощаться. Попрощаться с десятками людей, которым вскоре суждено погибнуть. Сегодня они еще ходят среди нас, смеются, радуются, планируют будущее. Но неделю назад правительство вынесло им смертный приговор", – пишет в своем блоге журналист информационного агентства "Курсор" Габриэль Вольфсон.
С такой позицией согласен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. "По статистике, около 70 % террористов, которых выпускают в рамах такого рода обменов, возвращаются к терроризму и убивают людей, – сказал эксперт в беседе с РИА Новости. – Поэтому нынешний повод для радости [возвращение Шалита] означает неизбежную смерть для сотен израильтян в будущем".
"Освобождение арестованных террористов сводит на нет все успехи, старания и риски по их поимке и аресту. К тому же превращают в комедию суды и, якобы, суровые приговоры", – отмечает в своем блоге бывший глава израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми.
Цена жизни? Израильтяне – 1000, палестинцы – 1. Читать на сайте InoСМИ>>
Для тревоги есть серьезные основания. Не далее как в понедельник источник израильской газеты "Гаарец" в палестинской администрации напрямую заявил изданию, что новые похищения израильских солдат с целью их обмена на заключенных исламистов – это только вопрос времени.
Неравный обмен?
Освобождение более тысячи палестинских заключенных в обмен на Гилада Шалита означает для Израиля поражение в войне с терроризмом, говорит Евгений Сатановский. По его мнению, решение пойти на сделку с исламистами было продиктовано исключительно политическими амбициями израильских властей.
"Люди строят свои карьеры, исходя из популистских соображений в этот исторический момент. Действующим премьер-министру, президенту, министру обороны необходимо было повысить рейтинг. На короткое время – до следующих терактов – это, безусловно, повысит их рейтинг", – пояснил эксперт.
С ним категорически не согласен политический обозреватель израильской газеты "Вести" Яков Шаус. По его мнению, это решение продиктовано государственной идеологией, которая во главу угла ставит ценность каждой человеческой жизни. "Мотивы правительства Нетаньяху, которое согласилось на сделку с ХАМАС, совершенно ясны. Израиль всегда придавал огромное значение [человеческой жизни], это основа национальной морали: жизнь человека превыше всего, выше всех остальных соображений", – отметил он.
Капрал возвращается домой. Читать на сайте InoСМИ>>
Учитывая крайне нестабильную обстановку на Ближнем Востоке, решение об обмене было необходимо принять как можно скорее, чтобы не упустить возможность освободить Шалита. "Сегодня никто не знает будущего самих террористических организаций, особенно таких, как ХАМАС. А сейчас непонятно, что с ним будет. То есть вообще есть много обстоятельств, которые вызывают опасения за будущее и Гилада Шалита, и возможности аналогичной сделки в будущем. Я думаю, правительство Израиля действовало очень рационально, оно понимало: если не сделать этого сейчас [потом шанса может не представиться]", – пояснил Яков Шаус.
У многих вызывает недоумение тот факт, что власти Израиля рискуют жизнями десятков, а, может, и сотен человек ради спасения одного солдата. "Неужели никому не пришло в голову, что в нормальном государстве солдаты рискуют жизнью ради безопасности граждан, а мы превращаемся в государство, в котором граждане заплатят жизнями за спасение солдата?", – пишет в своем блоге Габриэль Вольфсон.
Справедливости ради стоит отметить, что опасения блогера небезосновательны. Прецеденты в истории Израиля уже были. Самой известной стала так называемая "сделка Джибриля" 1985 года. Тогда Израиль договорился с главой радикальной группировки "Народный фронт освобождения Палестины" Ахмедом Джибрилем об освобождении трех военнослужащих в обмен на 1150 заключенных исламистов. Через два года началась первая палестинская интифада, во главе которой стояли освобожденные в 85-м году боевики, напоминает Яков Шаус. "60% освобожденных тогда вернулись к террористической деятельности", – отметил он в беседе с РИА Новости. От рук освобожденных тогда боевиков погибли около ста израильтян.
И хотя израильские власти обещают, что подобное больше не повторится, а руководители спецслужб утверждают, что готовы к любым провокациям, возможные последствия обмена Шалита на тысячу с лишним исламистов тревожат израильтян.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции