МОСКВА, 18 окт - РИА Новости. Победители мировых кинофестивалей и номинанты "Оскара", приглашенные Никитой Михалковым в российский оскаровский комитет, который до конца года собираются реформировать, настаивают, что новый состав отборщиков должен действовать автономно, не попадая в зависимость ни от одной из двух существующих в России киноакадемий.
Скандал вокруг оскаровского комитета разгорелся в сентябре, после того, как в качестве кандидата от России выдвинули провалившуюся в прокате "Цитадель" Никиты Михалкова. Спустя несколько недель после того, как скандал утих, глава Союза Кинематографистов РФ пообещал до конца года завершить работу над новой концепцией комиссии, куда он предлагает включать режиссеров и продюсеров, чьи фильмы номинировались на "Оскар" или получали награды международных фестивалей класса "А" - Каннского, Венецианского, Московского, Варшавского или Локарнского.
Таким образом, в число кандидатов попали Сергей Бодров, номинировавшийся на "Оскар" за "Монгола" и "Кавказского пленника", с продюсером Сергеем Сельяновым; Иван Вырыпаев, получивший на Варшавском кинофестивале гран-при за "Эйфорию"; Георгий Данелия, награжденный на ММКФ за "Мимино"; Андрей Звягинцев, к обладатель "Золотого льва" за "Возвращение" и двух каннских призов за "Изгнание" и "Елену"; его прежний продюсер Дмитрий Лесневский и его нынешний продюсер Александр Роднянский; победивший в этом году в Венеции Александр Сокуров со своим продюсером Андреем Сигле; выдвигавшийся в прошлом году с "Краем" Алексей Учитель; победивший давным-давно с фильмом "Москва слезам не верит" нынешний председатель комитета Владимир Меньшов и другие фигуры.
Равноудаленные
"На мой взгляд, этот оскаровский новый комитет не должен быть привязан ни к какой общественной организации - ни к "Золотому Орлу", ни к Союзу кинематографистов, ни к новому КиноСоюзу, поскольку никто из них пока не обладает достаточной легитимностью и авторитетом, а должен существовать отдельно", - сказал РИА Новости глава СТВ Сергей Сельянов.
Он добавил, что сам готов войти в состав комитета, "если это будет равноудаленная история". Сходную позицию высказывал ранее и другой приглашенный Михалковым продюсер, Александр Роднянский.
"Если мы хотим получать эту статуэтку хотя бы иногда или входить в шорт-лист, что тоже достаточно почетно, то не своими мозгами надо это решать, а мозгами тех, кто в Америке проживает и знает зрителей, которые голосуют, их симпатии и антипатии", - полагает Сельянов. По его мнению, задача российского оскаровского комитета - составить свой шорт-лист из пяти - восьми фильмов, а затем привлечь к работе эксперта из Лос-Анджелеса, который определит, у каких работ есть шанс.
Открытое письмо
Восемь российских режиссеров, когда-либо получавших "Оскара" либо номинировавшихся на премию Американской киноакадемии, - Сергей Бодров, Константин Бронзит, Марина Голдовская, Рустам Ибрагимбеков, Андрей Кончаловский, Петр Тодоровский, Павел Чухрай и нынешний председатель комитета Владимир Меньшов, - выступили во вторник с открытым письмом, опубликованным на сайте КиноСоюза, и также подчеркнули необходимость выработать независимую позицию.
"Ни один из нас не готов стать членом оскаровского комитета, существующего при академии "Золотой орел" и созданного решением ее президиума. Мы разделяем мнение многих наших коллег, в частности продюсера Сергея Сельянова, что комиссия по выдвижению на "Оскар" не может быть зависима ни от какой общественной организации - будь то Академия или профессиональный союз. Чтобы избежать дальнейших конфликтов и споров по формальным поводам, мы предлагаем озвученный Никитой Михалковым список считать оргкомитетом, который окончательно сформулирует принципы деятельности и состав национальной комиссии по выдвижению фильма на соискание премии "Оскар" в номинации "лучший фильм на иностранном языке", - гласит заявление восьмерки кинематографистов.
Они предлагают в ближайшее время собрать оргкомитет в помещении Минкультуры и там уже утвердить окончательный состав комиссии.
Стоит отметить, что не все из подписавшихся вошли в число 29 приглашенных Михалковым: Кончаловский и Голдовская не попали туда как члены Американской, а не российской киноакадемии, а Ибрагимбеков - как сценарист.
Аниматор Константин Бронзит, номинировавшийся за "Уборную историю - Любовную историю" (2009), признался РИА Новости, что первоначально счел доводы Михалкова разумными, а идею реорганизации - правильной, но теперь "началась какая-то грызня, и я не знаю, насколько мне это надо". "Если люди соберутся, начнут работу в правильном направлении, я войду в комитет, но если все будет продолжаться на том же уровне, - у меня своих проблем достаточно", - заявил он.
Отказники
Тем временем некоторые кандидаты из списка Михалкова уже успели отказаться от участия в процессе.
Так, Александр Сокуров и Андрей Сигле, по словам продюсера, "решили не входить, потому что пока не готовы к тому, чтобы судить своих коллег".
Андрей Звягинцев высказался в том духе, что входить в комитет не имеет смысла, пока он не стал абсолютно открытым и прозрачным.
Аниматор Александр Петров, получивший "Оскара" в 2000 году за "Старика и море", последовательно отказывался от участия что в старом, что в новом комитете.
"Он давно не участвует в жюри, никого не судит. И в этом решении нет никого принципа, дело не в комитете. Просто ему это не надо", - объяснила РИА Новости его жена.
Оптимисты
Зато безоговорочно одобрила идею Михалкова о расширении комиссии Вера Сторожева, попавшая в список, потому что ее "Путешествие с домашними животными" победило в 2007 году на ММКФ.
"Да, я согласилась, потому что считаю, что это правильно, что на премию выдвигаются все победители фестивалей класса "А", потому что там нет никакой ангажированности", - сказала она РИА Новости.
Поддержал предложенную реформу и выигравший тот же ММКФ со "Своими" Дмитрий Месхиев, который счел новую схему оптимальной.
"Найти недостатки в любых делегатах в оскаровский комитет можно, но если это будет, как предлагают мои коллеги из КиноСоюза, все общественные организации, получится полный бардак", - сказал Месхиев РИА Новости.
"Есть достаточно большое количество кинематографистов, получивших призы на крупнейшиъх мировых кинофестивалях, причем, главные призы. В Америке призы получают продюсеры и режиссеры. Соответственно, продюсеры и режиссеры и должны выбирать", - убежден собеседник агентства, имеющий опыт и в той, и в другой профессии.
Примирение и согласие
Алексей Учитель, в прошлом году претендовавший на американскую статуэтку с фильмом "Край" и многократно выступавший с критикой отечественной системы поддержки фильмов в зарубежном прокате, призвал препирающиеся стороны к миру и к конструктивным действиям.
"Если мы будем друг друга пинать и враждовать, как сейчас происходит, ничего хорошего не происходит. Кто-то должен сделать реальный шаг вперед", - уверен он.
"Те люди, которые сейчас названы, должны собраться в качестве оргкомитета и решить, работать ли им в таком составе, надо ли расширяться, может, еще кого-то пригласить. Надо двигаться вперед. Давайте соберемся и решим, как будем поступать - а пока не соберемся, обмениваться в прессе взаимными уколами бессмысленно", - отметил Учитель, который полагает, что нынешний список вполне представителен, хотя мнение ряда операторов и киноведов также было бы интересно выслушать.