Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Суперзвездный" миф об Иисусе

Читать ria.ru в
Ровно 40 лет назад, 12 октября 1971 года, на Бродвее прошла премьера расширенного сценического варианта рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Это произведение двух британцев, - композитора Эндрю Ллойда Уэббера и писателя Тима Райса, - тогда ошеломило молодую поросль композиторов разных стран и моментально завербовало их в авторы рок-опер.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Ровно 40 лет назад, 12 октября 1971 года, на Бродвее прошла премьера расширенного сценического варианта рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Это произведение двух британцев, - композитора Эндрю Ллойда Уэббера и писателя Тима Райса, - тогда ошеломило молодую поросль композиторов разных стран и моментально завербовало их в авторы рок-опер. 

Заочная любовь 

"Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду", - так, строчкой из известнейшей российской рок-оперы "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова, можно было бы определить отношение молодых советских композиторов к легендарной бродвейской постановке 1971 года. Мало кто из них видел саму постановку (советский музыкальный мир был отделен от западного железным занавесом), зато в записи рок-опера разошлась стремительно - благодаря "самиздату", бесконечному копированию пластинки на магнитофонную пленку. Исполнители главных ролей, и прежде всего Иэн Гиллан (Иисус Христос), вокалист группы Deep Purple, заочно стали для советской молодежи начала 1970-х суперзвездами.

"Ленинградский композитор Андрей Петров побывал в США, попал на премьеру рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда", привез домой пластинку с ее записью и прокрутил ее в узком кругу, - рассказал обозревателю РИА Новости композитор Александр Журбин, автор первой советской рок-оперы "Орфей и Эвридика" (1974). - Я влюбился в произведение Ллойда Уэббера и выучил его наизусть". 

Александр Журбин устраивал знакомым маленький культпросвет - рассказывал о бродвейской рок-опере. Так родилась идея "сделать что-то такое в России", и так появилась рок-опера Журбина "Орфей и Эвридика", которая до сих пор с успехом идет на музыкальных сценах.

Алексея Рыбникова "Иисус Христос - суперзвезда" вдохновил на создание знаменитых рок-опер "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (1976) и "Юнона и Авось" (1981). Незаконное дитя русской церковной и городской музыки и англо-американского рока - так можно было когда-то назвать "Юнону и "Авось". Впрочем, эта рок-опера Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского давно оторвалась от своих "корней" и существует в массовом сознании как популярнейшая национальная рок-опера. И как легендарный спектакль театра "Ленком", в котором была поставлена 30 лет назад и до сих пор собирает полные залы.

Рецепт успеха рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" в СССР был вполне прост. 

Во-первых, зрителей захватывал, электризовал мощный рок - музыка, в которой, по словам культуролога Александра Гениса, "бушуют темные первобытные силы еще не проясненного подсознания". Во-вторых, замечает Александр Журбин, в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда" звучали темы, табуированные в СССР, - тема религии и тема секса. Другими словами, знакомство с рок-оперой было прорывом к запретному плоду, в сладости которого каждый хочет убедиться лично. 

Десакрализованная история для пробуждения души

Форумчане до сих пор спорят, кощунство ли рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" и ее экранизации (1973 и 2000 годов) или нет. 

Спорить можно до бесконечности. И все-таки стоит учесть, что евангельский текст и рок-опера лежат в разных плоскостях - смысловых и стилистических, и рок-опера Ллойда Уэббера обращена прежде всего к современности, особенно когда задает сакраментальные вопросы о взаимоотношениях "суперзвезды" и толпы, психологии сильных мира сего и цене человеческой жизни. 

Изначальная установка авторов сочинения была полемической: "Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, - говорил Тим Райс. - Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека".

"Либретто оперы… мягко говоря, "адогматическое", - пишет в своем блоге богослов диакон Андрей Кураев. - Но музыка талантливая. И в истории религиозного пробуждения в СССР эта опера сыграла важную и добрую роль". В 1970-е годы рок-опера Ллойда Уэббера "сняла шоры с многих комсомольских глаз". Оказалось, что Христос может быть интересен нынешнему человеку, а "вера бабушек может давать повод для современнейшего искусства". 

В рок-опере Иисус Христос, по словам культуролога Бориса Парамонова, "был выведен из автоматизма восприятия, был дан вне богослужения". И оказалось, что "именно в этом качестве он по-новому близок и родствен".

По сути, Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер написали оперу-диалог, открытое по смыслу произведение, в котором поставлено много вопросов, но далеко не на все вопросы даны привычные канонические ответы. 

Один из вопросов задает Богу-отцу сам Иисус Христос, который в рок-опере не понимает, почему должен погибнуть: "Show me just a little of your omnipresent brain,/ Show me there's a reason for your wanting me to die". Понтий Пилат называет Иисуса "невинной марионеткой".

В трактовке Райса Иуда - "самый мыслящий апостол", остальные апостолы - почти безликое окружение "суперзвезды".

Так или иначе, отличия сюжета рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" от текста Евангелия можно перечислять бесконечно. Если же рассуждать о трактовке евангельских мифов, то, по мнению Александра Журбина, роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова - "гораздо более серьезное проникновение" в библейские легенды.

""Иисус Христос - суперзвезда" не совсем библейская история, - говорит Александр Журбин. - И изложена она на хипповатом, молодежном сленге". Тем не менее, подчеркивает композитор, "тот, кто не знает евангельского мифа, благодаря красочной, развлекательной истории может заинтересоваться историей, рассказанной в самой Библии".

Кстати, такой же эффект производит и "Мастер и Маргарита" - одно из самых насыщенных смыслом и открытых для разных трактовок произведений русской литературы.

Аллилуйя любви

В России "Иисус Христос - суперзвезда" идет в разных переводах (в театре имени Моссовета и в Санкт-Петербургском театре "Рок-опера") или на языке оригинала (Московский театр музыки и драмы Стаса Намина). В петербургском театре "Рок-опера" спектакль стал долгожителем - "Иисус Христос - суперзвезда" впервые был поставлен в 1990 году. 

В Театре Стаса Намина рок-опера идет 11 лет. По словам Стаса Намина, художественного руководителя и главного режиссера театра, постановка "делалась максимально близкой к бродвейскому образцу, с теми же аранжировками, весь звук снимался с оригинала". Однако в версии театра есть существенное смысловое отличие: "Наша постановка дает ощущение, что Иисус Христос воскрес. Этого нет в оригинале, там открытый финал". В юбилейный для оперы год, заключает Стас Намин, готовится новая постановка на русском языке. 

Опера, когда-то взорвавшая музыкальный мир, стала в стране классикой и обещанием хороших кассовых сборов, особенно на общем фоне мюзиклов, отечественных и западных, которые с трудом определяются со стилем и качеством исполнения.

Из всех современных рок-опер и мюзиклов "Иисус Христос - суперзвезда" - одно из немногих сочинений, побуждающих публику размышлять. Это своего рода учебник психологии, главы которого изложены с помощью музыки и лирики. 

И одновременно эта рок-опера - аллилуйя любви, добру, романтике, смелости, которые составляют суть всех вечных мифов и которые так малозаметны в нынешней жизни. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала