МОСКВА, 7 окт - РИА Новости. На минувшей неделе определились получатель Нобелевской премии по литературе и структура государственных расходов на культуру, на "Ленфильме" и в Гнесинском училище, наоборот, запутались: на киностудии ждут решения то ли о приватизации, то ли о переходе на городской баланс, а в музыкальном заведении пытаются вычислить, что даст слияние с Гнесинской академией - упрощение жизни или катастрофу.
Арифметика культуры
Еще только на прошлой неделе в Ульяновске министр Авдеев триумфально отчитывался: бюджет на культуру вырос на 6 миллиардов! В 2012-м получится 94 миллиарда рублей!
В минувшую среду глава профильного думского комитета Григорий Ивлиев огласил цифры, одобренные Думой во втором чтении: миллиардов на культуру оказалось всего 86, даже меньше, чем в прошлом году. Впрочем, предупредили в комитете, цифры не окончательные: в 2011-м премьер постоянно добавлял то на анимацию, то на зарплаты. Возможно, повезет и в 2012-м. Пока же самым существенным образом выросли расходы на кино - на него выделено целых 7,2 миллиарда рублей. Каким образом они будут распределяться, пока непонятно; Фонд поддержки кино, которому обычно отходит львиная часть бюджета, даже с учетом добавок на анимацию претендует не более чем на 3,8 миллиарда.
Домашний матч
Среди возможных претендентов на Нобелевскую премию по литературе называли Пелевина и Евтушенко, Боба Дилана и сирийца Адониса - но в результате шведские академики остановили свой выбор на соотечественнике: наградили 80-летнего поэта Томаса Транстремера, которого в Скандинавии почитают, в Европе - хорошо знают, а в России - пока переводили достаточно мало, хотя Бродский, например, его очень ценил.
И хотя Транстремер фигурировал в букмекерских списках не первый год, награждение стало для него и для его семьи полнейшей неожиданностью - об этом рассказала супруга лауреата, представлявшая его на церемонии, потому что сам Транстремер после перенесенного инсульта наполовину парализован и разговаривает с трудом, хотя продолжает писать стихи, держа ручку левой рукой, и даже не забросил фортепьяно - специально ради него европейские композиторы сочиняют вещи для левой руки.
Теперь, надеется переводчик и главред "Иностранной литературы" Александр Ливергант, Транстремера наконец станут издавать по-русски, хотя тонкая метафоричность его текстов сопротивляется переложению на иные языки.
Два в одном
Еще в сентябре министр культуры РФ Александр Авдеев подписал указ о слиянии Музыкального колледжа имени Гнесиных с Российской Академией музыки имени Гнесиных. И вроде бы повод прекрасный: "ради упрощения структуры образовательных учреждений". Однако у идеи оказалась масса противников среди преподавателей, студентов и выпускников, которые на этой неделе протестовали у входа в Минкультуры под лозунгом "Руки прочь от Гнесинки".
Защитники Гнесинки убеждены, что слияние приведет к гибели училища, у которого есть уже свой бренд: и преподавателей поувольняют, и имущество поотнимают, и студентов на бесплатное отделение не пустят. Начальство и колледжа, и академии лишь недоуменно разводит руками, объясняя абсурдность этих обвинений юридической безграмотностью "несогласных".
И ректор академии Галина Маяровская, и и.о. директора колледжа Оксана Мишина в один голос заявляют, что никаких увольнений и сокращений не будет, а реорганизация лишь пойдет на пользу обоим учреждениям: у академии есть грант, который позволит колледжу решить насущные финансовые проблемы, а у колледжа есть преподаватели, которые помогут академии. Замминистра культуры Андрей Бусыгин тоже считает, что "слабых сторон у слияния нет". Дошло до того, что в конфликт решил вмешаться Общероссийский народный фронт (ОНФ), который пригласил протестующих и представителей министерства вернуться к "конструктивному диалогу за круглым столом".
Производственный брак без любви
Борцов за киностудию "Ленфильм" в московских верхах тоже понять не могут: казалось бы, студия разваливается, а тут подобрался хороший инвестор, АФК "Система", и план предлагается красивый: фестивальные залы - в центре, съемочные площади - ближе к окраине. Борцы за независимость, однако, "Системе" не доверяют - боятся, что драгоценные квадратные метры на Каменноостровском проспекте застроят элитным жильем, исторические здания снесут, перестанут пускать классиков и дебютантов, и не дадут снимать ничего, кроме сериалов. "Система" возражает: это невозможно, ни по закону, ни по логике. Препирательства тянутся годами, студия продолжает ветшать.
В конце концов, отец и сын Германы вместе с Александром Сокуровым решили прибегнуть к последнему средству: бить челом главе правительства. Открытое письмо, как и в случае с "Союзмультфильмом", помогло: премьер обещал подумать, а глава Минкультуры, разведя руками, в начале этой недели признал: "брак без любви не может быть", а раз так, студию, возможно, стоит передать не московской корпорации, а городу Петербургу. "Там жених победнее, но есть любовь", - сказал Авдеев. Впервые за долгие годы в этой истории появился альтернативный финал; выйдет ли из него хэппи-энд, станет, скорее всего, известно уже совсем скоро: на середину октября назначено совещание петербургских киноклассиков с адресатом их послания.