В каждом из российских регионов несколько сотен школ, и родителям учеников приходится решать сложную проблему выбора учебного заведения. Проектом «Социальный навигатор» РИА Новости подготовлен рейтинг школ повышенного уровня - ведь именно в этих престижных учебных заведениях учатся более 21% школьников. О принципах выбора и о роли «продвинутых» школ в российской образовательной системе в интервью РИА Новости рассказывает директор Центра независимой оценки качества образования и образовательного аудита Самары Владимир Чупин. Беседовала Ирина Зубкова.
- Владимир Николаевич, как родителям выбрать школу, где будет учиться ребенок?
- Нужно искать свою школу. Причем не в последний день, не в последний месяц; не в апреле, а по крайней мере с осени предыдущего года. Когда ко мне с этим вопросом обращаются мои знакомые, я говорю: «А что такое в вашем понимании хорошая школа? Чего вы хотите от ребенка? Что из него должно получиться дальше?» - «Тут мы слышали про вальдорфскую школу - ты знаешь директора?» Я отвечаю: ну, знаю, ну, переговорю, ну, возьмет. Но вы понимаете, что вы должны будете прожить вместе с вашим ребенком одиннадцать лет? Ходить сеять просо, строгать деревяшки, лепить глину, участвовать в ярмарках и прочее, прочее? И так каждый день. «Нет, - говорят, - мы столько не можем, мы работаем. Давайте что-нибудь попроще». Определитесь заранее!
Понять, куда вы ведете ребенка, можно за шесть-восемь месяцев, если походить на курс подготовительный, школу дошкольника, в кружки, секции, которые, как правило, «умные» школы открывают за год, а то и за два до прихода ребенка в первый класс.
- Многие родители, тем не менее, выбирают школы престижные, «продвинутые». А там в той или иной форме, но - выбирают для себя детей.
- Есть две точки зрения на это. Первая - официально установленная федеральным министерством и поддерживаемая министерствами региональными: конкурсов, отборов быть не должно! Вторая считается незаконной: это когда начинают пропускать детей через разные формы отбора. Но все мы великолепно знаем, что под всякими соусами подобный отбор существует в подавляющем большинстве образовательных учреждений повышенного уровня. Можно ли собеседование считать способом отбора? Думаю, да. Но вот я в прошлом был директором самой обычной школы - при этом я считал для себя за правило обязательно встретиться с учеником и с его родителями перед приемом. Мне надо было посмотреть в глаза, попытаться в разговоре понять, что за семья приходит к нам, знать, чего они хотят, на что они рассчитывают и как им помочь. Ответственность директора статусной школы еще более высока. Так что лишать их права посмотреть, кто к ним идет, несправедливо.
- Где же выход?
- Ну, цирк последних лет, когда 1 апреля с трех часов ночи занимают очередь, пишут номера на руках, на локтях, на ладонях, чтобы попасть в заветное число зачисленных учеников, - это не выход. Обратился я к директору одной школы, с которой мы много лет знакомы и дружим: «Слушай, возьми ребенка в первый класс. Семья переезжает в ваш микрорайон». - «Не могу», - говорит. «Почему?» - «Прокуратура переписала всех, кто подал заявления 1 апреля, и 1 сентября они проверят, выдержан ли этот список».
Да, в ситуации нынешнего беспредела такая строгость, может быть, и оправданная. Но всегда должна быть возможность человеческого подхода, исключений из правил.
- А если ребенок в лицей, гимназию или школу с углубленным изучением предметов приходит не в первый, а в пятый, восьмой или в десятый класс?
- Вот тут обычно устраивают конкурсные испытания. В таком случае должны быть правила: четкие, ясные и понятные. И эти правила должны быть известны и не должны изменяться на ходу. Если эти правила выставлены на сайте школы, вывешены в фойе, то остается их только прочитать.
- Но бывает, что не вывешены.
- Значит, вполне возможно, что что-то в этом учреждении не так. В честной школе все максимально открыто. Мою младшую внучку после начальной школы мы решили перевести в другую школу. Мне достаточно было открыть сайт этой школы - и я про нее много чего стал понимать, хотя пару лет я просто не заглядывал туда. А потом заглянул на сайт той школы, из которой мы уходили, - и понял, что наше решение совершенно правильное: надо уходить, причем уходить скорее. Как только вы видите некую закрытость, недостаток информации, - бегите оттуда, подумав о своем ребенке.
- Однако многие родители не изучают информацию о выбранной школе. Для них оказывается достаточной престижность учебного заведения.
- Нет, наверное, большинство гонится все-таки не за престижем, а за высоким уровнем образования. Гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов - безусловно, очень нужны людям. Если бы социальному окружению не был нужен повышенный уровень образования, то можно присваивать школе какой угодно статус, но это всё равно будет обычная школа, просто с другим «лейблом». В Самарской области довольно высокий процент таких статусных школ, особенно на некоторых территориях. Одна из таких территорий - город Тольятти: уровень жизни там всегда был довольно высоким, и здесь много родителей, которые пытаются дать побольше своему ребенку. Потому и было время, когда «продвинутые» школы росли в нем как грибы. Было очевидно, что это уже перебор.
- Почему - перебор? Как может их быть чересчур много?
- Лицеи и гимназии начали «высасывать» наиболее продвинутых учащихся из остальных школ, обрекая те на сложное существование. Представьте себе: в школе изъяты успешные ученики - какова судьба остальных? Им уже не за кем тянуться, не к чему стремиться. От этого общий результат сильно «садится».
- Это минус. А в чем плюсы учебы в школе повышенного статуса?
- Вот ситуация с поступлением на бюджетные места вузов: статистика показывает, что именно эти школы обеспечивают возможность детям поступить на бюджет. В них уровень мотивации к обучению у учащихся существенно выше. Посмотрите на сайте любого из министерств статистику участия в олимпиадах, конкурсах: именно дети из «продвинутых» школ занимают основные призовые места, попадают в десятки лучших. Там очень мощный педагогический состав, раскрученная система взаимодействия с детским коллективом, с родителями.
Есть и еще один очень важный показатель. Для родителей сегодня ведь не столь важно, сколько человек получили грамоты в министерстве или попали в число призеров регионального конкурса или же получили на федеральном конкурсе такие отличия. Важнее, что ребенку дают возможность попытаться реализовать себя. Это сладкое слово «успех» появляется только тогда, когда есть условия для успеха. Ребенок должен попробовать поучаствовать в олимпиаде или конкурсе: и раз, и два, и три, и пять. И пусть он не займет призового места. Призеры и победители - лишь верхушка айсберга, а само тело айсберга в десятки раз больше. Так вот: в статусных школах практически все дети втянуты в эти процессы, и это важнее побед и грамот. Иными словами, всё это создает базу, в которой и формируется успешность личности и, как следствие, - успешность школы.
Когда разговариваешь с детьми в лицеях и гимназиях, то они четко говорят: «Может, и не случилось бы этой победы на олимпиаде или конкурсе, если бы не было многократных попыток, которые я предпринимал несколько лет». Честь и хвала тем родителям, которые поддерживают ребенка в этом отношении.
- Значит, не только школа важна, но и родители?
- Успеха добиваются только там, где три эти составляющие - дети, родители и педагоги -действуют вместе; где обеспечено взаимопроникновение этих трех организационных культур. Обычно контакт между детьми и учителями в таких школах как-то складывается, но третья составляющая, родители, чаще всего лежит за пределами образовательного учреждения. Роль их видят такой: «приведи, уплати и не мешай». И только в лучших учреждениях родительское сообщество становится участником образовательного процесса. Совершенно меняется реакция администрации школы, когда там начинают понимать, что участие родителей не есть участие в совете, где они должны проголосовать за то-то, за то-то или за выделение очередных денег. И до тех пор, пока мы не сделаем родителя как заказчика человеком, имеющим доступ к оценке и к изменению всей образовательной системы, говорить реально о заказе, о качестве образования просто не приходится. Возьмите опыт лучших школ страны, он замешан именно на этом: родитель - полноправный участник процесса становления ребенка.
- Вернемся к рейтингу «Где и чему учится будущая элита страны». Только ли родителям он окажет помощь?
- Конечно же, не только родителям. Для учителей, работающих в этих школах, очень ценно появление информации, которая либо опустит,
либо поднимет их представления о собственном образовательном учреждении. Для средств массовой информации это хороший источник, отличное подспорье для освещения процессов, происходящих в образовании. А вот для руководителей органов управления образованием нужно, чтобы у рейтинга было продолжение. Пока что это статичная картинка, и для руководителя она бессмысленна. Вот если рейтинг будет меняться с течением времени, тогда мы получим возможность видеть динамические ряды, чтобы отслеживать изменения. Именно тогда на их основе можно будет принимать управленческие решения.