МОСКВА, 4 окт - РИА Новости, Анна Загородникова. Выставка Владимира Татлина "Бесконечная Татлин чаша великого", представляющая ранние работы классика русского авангарда, и реконструкция знаменитого "Рабочего клуба" - проекта графика, живописца и фотографа Александа Родченко, - откроются 5 октября в залах Третьяковской галереи на Крымском валу, сообщила на пресс-конференции во вторник директор галереи Ирина Лебедева.
Как рассказала Лебедева, назвавшая выставка будет необычной, поскольку составлена из двух совершенно самостоятельных экспозиций, которые, оказавшись в одном пространстве, представят не только российское искусство ХХ века, но и его влияние на мировой художественный процесс.
"В прошлом году был 125-летний юбилей Татлина, в этом исполнилось бы 125 лет Родченко. Такие серьезные даты стали еще одним поводом поговорить о крупнейших русских мастерах XX века", - отметила Лебедева.
Линии Татлина
Выставка одного из основоположников конструктивизма Владимира Татлина должна была состояться еще в прошлом году, но тогда подготовить ее не удалось. В этот раз, по словам заведующей отделом живописи ХХ века ГТГ Татьяны Ермаковой, выставку удалось организовать, и центром ее станут ранние работы Татлина, собранные по разным московским коллекциям.
"Его произведений сохранилось очень мало, многие из них не дошли до нас и знакомы по реконструкциям. Расширенную экспозицию его работ нигде не увидеть. И наша выставка - редкая возможность познакомиться с произведениями Татлина, демонстрирующими совершенство его линий, формы, фактуры, воздуха и света", - рассказала Ермакова.
Экспозиция расположилась в просторном 13-м зале Третьяковской галереи на Крымском валу, вместившем живопись и графику, а также эскизы декораций и костюмов к неосуществленным постановкам опер Глинки и Вагнера, а также реконструкции одежды, созданной по его наброскам и сохранившимся фотографиям.
Трансформеры Родченко
Реконструкция интерьера "Рабочего клуба" в дальнейшем войдет в состав постоянной выставки Третьяковской галереи "Искусство XX века".
Клуб был создан в 1925 году для Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже и должен был демонстрировать новую конструктивистскую эстетику и новую советскую идеологию. Павильон СССР строил Константин Мельников, а Родченко спроектировал интерьер, подготовив чертежи и акварельные эскизы. Сами объекты в тот раз делали французские мастера, а в 2008 году для выставки в Баден-Бадене их воспроизвели немецкие специалисты.
Кроме того, по словам куратора проекта, старшего научного сотрудника отдела графики ХХ века Третьяковской галереи Татьяны Горячевой, при организации разделенной цветом на части экспозиции и монтаже инсталляции активно помогал внук Родченко - Александр Лаврентьев.
Как рассказала Горячева, интерьер клуба, простой и функциональный, задумывался таким образом, чтобы располагаться в любом помещении; почти вся мебель, представленная в экспозиции, может трансформироваться. Большой стол складывается и может существовать в трех положениях, доска шахматного столика крутится таким образом, что игроки могли меняться местами и сторонами, не вставая с места, а складная трибуна служила по совместительству экраном для показа диафильмов, раздвижной стенкой для плакатов и сценой для театральной постановки - "живой газеты". Правда, посетители выставки покрутить объекты не смогут - "Рабочий клуб" ограждает стеклянная преграда.
Помимо реконструкции "Рабочего клуба", на выставке представлены фотографии Родченко.