Рейтинг@Mail.ru
Вторая мировая война месяц за месяцем. Октябрь 1941 года - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вторая мировая война месяц за месяцем. Октябрь 1941 года

Читать ria.ru в
Дзен
Октябрь 1941 года – 26-й месяц Второй мировой войны, самый критический момент в ходе Великой Отечественной, когда нацисты почти добились успеха в реализации плана "Барбаросса", выйдя на ближние подступы к Москве. Это была низшая точка в степени готовности Вооруженных Сил СССР к ведению боевых действий против сильнейшей на тот момент армии мира.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Октябрь 1941 года – 26-й месяц Второй мировой войны, самый критический момент в ходе Великой Отечественной, когда нацисты почти добились успеха в реализации плана "Барбаросса", выйдя на ближние подступы к Москве. Это была низшая точка в степени готовности Вооруженных Сил СССР к ведению боевых действий против сильнейшей на тот момент армии мира. 

Неожиданный удар

Основные события месяца развернулись на центральном направлении советско-германского фронта. 2 октября, вслед за 2-й танковой группой Гудериана, перешли в наступление главные силы группы армий "Центр".

В операции "Тайфун" были задействованы три армии и три танковые группы, насчитывавшие в общей сложности 78 дивизий. Общая же численность личного состава в боевых и вспомогательных частях группы армий "Центр" в начале октября составляла 1 929 406 человек.

Авиационное обеспечение "Тайфуна" осуществлял 2-й воздушный флот под командованием фельдмаршала Кессельринга. К началу операции в его состав входили 1320 самолетов. Этим силам противостояли войска Западного, Брянского и Резервного фронтов, общей численностью более 1 250 000 человек, которые занимали оборону, растянутую на 800 километров.

Немцы применили свою излюбленную тактику блицкрига – введя в бой на узких участках фронта сильные боевые группы, они почти мгновенно прорвали  советскую оборону и в первый же день продвинулись на глубину от 15 до 30 километров.

3 октября ими был захвачен Орел. По воспоминаниям Гудериана, "захват города произошел для противника настолько неожиданно, что когда наши танки вступили в Орел, в городе еще ходили трамваи". 4 октября пал Спас-Деменск, 5 октября – Юхнов. 7 октября противник вышел в район Вязьмы.

Причиной немецкого успеха стала неясность для советского командования  намерений наступавших. Советские войска, которые еще летом 1941 года потеряли стратегическую инициативу, не смогли своевременно вскрыть направления будущих ударов противника и вовремя отследить переброску подкреплений с других участков советско-германского фронта.

Катастрофа Брянского и Вяземского котлов

Впрочем, легкой прогулкой для немецких войск начало битвы за Москву не стало. Правая "клешня" наступающих, которой командовал Гудериан, натолкнулась в районе Мценска на грамотное сопротивление.

4 октября 4-я танковая бригада полковника Катукова при поддержке дивизиона гвардейских минометов капитана Чумакова из заранее подготовленных засад атаковала колонны 4-й танковой дивизии немцев и изрядно потрепала их. В результате действий Катукова (чья бригада впоследствии стала 1-й гвардейской), продвижение врага на Москву этом направлении было задержано на несколько дней.

Однако в целом ситуация сложилась катастрофическая. Немцы прорвали в нескольких местах линию обороны советских войск, после чего командующие фронтами доложили Сталину об угрозе выхода крупных сил противника в тыл наших войск. В ответ Ставка ВГК приказала отходить на Ржевско-Вяземский оборонительный рубеж, однако части РККА увязли в оборонительных боях. Успел отойти только штаб 16-й армии, передав свои дивизии 19-й армии.

В результате к 8 октября образовались два "котла" – Брянский и Вяземский. В них попали части всех трех советских фронтов. В первом "варились" 27 стрелковых дивизий, 2 танковых бригады, 19 артиллерийских полков Резерва главного командования (РГК) 3-й, 13-й и 50-й армий. Во втором – 37 стрелковых дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий.

Ожесточенные бои продолжались в течение недели. Окруженные армии несколько раз пытались прорвать кольца окружений, но безуспешно. В итоге под Вязьмой и Брянском в плен попало более 688 тысяч советских солдат и офицеров, из окружения же удалось выйти лишь около 85 тысячам.

В вяземском окружении были пленены командующий 19-й армией генерал-лейтенант Лукин, командующий 20-й армией генерал-лейтенант Ершаков и командующий 32-й армией генерал-майор Вишневский. (Лукин и Вишневский в 1945 году были освобождены из плена и восстановлены в Красной Армии, Ершаков погиб в июне 1942 года в концлагере Хаммельсбург.)

Командующий 24-й армией генерал-майор Ракутин погиб. Командующий Брянским фронтом генерал-лейтенант Еременко (впоследствии маршал Советского Союза) пообещавший Сталину разбить "подлеца Гудериана", при выходе из окружения был ранен и эвакуирован в тыл.

Остановить машину блицкрига

Вместе с тем, ожесточенная борьба на дальних подступах к Москве позволила сковать крупные силы противника и позволить Красной Армии заблаговременно занять следующую линию обороны – Можайскую. Взять с ходу советскую столицу немцам не удалось. Однако, учитывая 50-процентную готовность Можайской линии обороны к боевым действиям и отсутствие должного вооружения у ее защитников, этот рубеж тоже не стал для нацистов последним по пути к Москве.

10 октября остатки войск Резервного фронта были переданы в состав Западного, которым в тот же день был назначен командовать генерал армии Жуков. Сил в его распоряжении было немного – 90 тысяч человек.

Тем временем машина блицкрига продолжала идти вперед, стремясь охватить Москву с севера и юга. 13 октября пала Калуга, 16 октября – Боровск, 18 октября – Можайск и Малоярославец. 14 октября был взят Калинин, 16 октября началось мощное наступление на волоколамском направлении.

15 октября Государственный Комитет обороны СССР (ГКО) принял решение об эвакуации Москвы. На следующий день началось перемещение в Куйбышев, Саратов и другие города управлений Генштаба, военных академий, наркоматов и других учреждений, а также иностранных посольств. Началось активное минирование заводов, электростанций, мостов.

В этой обстановке 16-18 октября город охватила паника и неразбериха, породившие, в свою очередь, всплеск бандитизма и грабежей.

Толпы стихийно громили продовольственные магазины, рынки, самовольно занимали квартиры эвакуированных, похищали вещи и ценности со складов и предприятий. На улицах устраивались самосуды.

По данным военной комендатуры города Москвы, из 4389 предприятий и учреждений столицы в эти дни сбежало более 800 ответственных и руководящих работников. Ими было похищено более полутора миллиона рублей, угнано более сотни единиц легкового и грузового транспорта. Чтобы прекратить безобразия, московская милиция получила приказ расстреливать мародеров и грабителей на месте. 20 октября ГКО ввел в Москве и в прилегающих районах осадное положение, а Сталин принял решение не покидать Москву.

Для прикрытия столицы с северо-запада 17 октября на базе войск правого крыла Западного фронта был создан Калининский фронт во главе с генерал-полковником Коневым. Войска вновь созданного фронта контратаковали немцев в районе Калинина, в результате чего командующий группой армий "Центр" фон Бок 23 октября приостановил наступление на Москву через это направление.

На юго-западном направлении немецкие войска наступали на Тулу и к 29 октября подошли к городу оружейников. Завязались ожесточенные бои, не позволившие немцам овладеть Тулой с ходу.

Одессу оставляет последний батальон

Не лучше обстояли дела и на юге страны. Руководство СССР было вынуждено отдать приказ об эвакуации Одессы, несмотря на то, что ее защитники  успешно отбили в августе и сентябре несколько штурмов. Однако общая стратегическая ситуация на южном фланге складывалась неблагоприятно – бои на Южном фронте велись уже далеко на востоке, и защитники города остались глубоко во вражеском тылу.

На решение Ставки, несомненно, повлияла и гибель 18-й армии. В первых числах октября, она, прижатая к берегу Азовского моря, была окружена и уничтожена. Ее командующий генерал-лейтенант Смирнов погиб, а в плен к немцам попало более 60 тысяч красноармейцев. Было потеряно 212 танков и 672 артиллерийских орудия. Уцелевшие части  (примерно 30 тысяч человек) с боями отступили вдоль побережья Азовского моря к Таганрогу (пал 17 октября) и далее к Ростову-на-Дону. В такой обстановке перебрасывать морем подкрепления и боеприпасы в Одессу становилось все труднее и труднее.

Сама же эвакуация Приморской армии прошла четко, без потерь и скрытно для неприятеля. С 1 по 16 октября в Крым на транспортах и боевых кораблях были перевезены 86 тысяч бойцов и командиров, 15 тысяч человек гражданского населения, 19 танков и бронемашин, 462 орудия, 1158 автомашин, 3625 лошадей, а также 25 тысяч тонн различных грузов. Войска влились в число защитников Крыма.

Что было весьма кстати, поскольку 18 октября 11-я немецкая армия начала наступление на Ишуньские позиции. Тяжелые бои продолжались с переменным успехом 10 дней. Стороны то и дело атаковали и контратаковали друг друга. 28 октября чаша весов стала склоняться в немецкую  сторону – после того, как командующий 11-й армией фон генерал Манштейн ввел в бой две свежие дивизии.

В итоге части Красной Армии были вынуждены отойти к Севастополю и Керчи. Противник преследовал советские части и не позволил 51-й армии закрепиться на Керченском полуострове.

Что же касается Севастополя, то здесь враг попытался, как обычно, взять его сходу. Не получилось. И с 30 октября на ближних подступах к городу начались тяжелые бои, продолжавшиеся не один месяц.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала