Рейтинг@Mail.ru
Андраш Шифф: Бах — мой бог - РИА Новости, 03.10.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Андраш Шифф: Бах — мой бог

Читать ria.ru в

Венгерско-британский пианист Андраш Шифф, обладатель "Грэмми" и защитник цыган, - нередкий гость в России: в 1974 году он стал лауреатом конкурса Чайковского, теперь приезжает играть Бетховена, Баха, Шуберта и Моцарта. После очередных выступлений в Москве и Санкт-Петербурге Шуман объяснил РИА Новости, почему музыканту важно ошибаться и откуда берутся программы для концертов. В переписку с музыкантом вступал Глеб Борисов.

- Ровно год тому назад, приехав в Петербург, вы говорили, что в России публика более вдумчиво воспринимает музыку. Ваше мнение не изменилось?

- Нет. Я в очередной раз почувствовал, что российская публика много лучше, теплее и благодарнее, чем в Европе и Америке.

- Известно, что ваши концертные программы составлены таким образом, чтобы все произведения связывала некая идея. Можно ли как-то прокомментировать материал, включенный в нынешнюю программу?

- Эта программа включает в себя четыре сонаты: два классических сочинения Бетховена и Шуберта сопоставляются с двумя произведениями ХХ века, написанными Яначеком и Бартоком. На мой взгляд, соната как форма — одно из величайших музыкальных достижений человека. Она бессмертна. Даже сегодня многие значительные произведения могут быть написаны именно в этой форме.

- Вы предпочитаете играть циклы композиторов, например, Бетховена или Моцарта, или выступать со смешанной программой? Насколько для вас важен исторический и биографический контекст?

- Мне очень нравится составлять программы для концертов. Это творческий и динамичный процесс, тем более, что пианист всегда располагает огромным выбором произведений. Монотематические программы и циклы Баха, Бетховена и Шуберта безусловно доставляют мне огромное удовольствие, но смешанные программы вроде нынешней меня тоже радуют. Тем не менее, произведения должны быть логически связаны между собой, составлять единое целое. Для меня важно, чтобы они не только доставляли удовольствие слушателю, но и становились для него неким опытом познания, не просто легким развлечением.

- Вы говорили, что иногда даже ошибка в живом исполнении может рассказать о музыке больше, чем идеальная запись в студии.

- Всякий, кто владеет искусством слушания музыки, знает, что точное и технически безупречное исполнение само по себе совершенно бессмысленно, если в нем отсутствует глубинное осмысление музыки и чувство. Не говоря уже о тональной тонкости, хорошем вкусе и культуре. На концерт приходят не для того, чтобы определять технические ошибки. Поэтому вдохновенная живая запись концерта, пусть с ошибками, может дать много больше, чем стерильная студийная запись. Это не означает, конечно, что все концертные записи вдохновляют, и что студийные обычно холодны. На самом деле, с каждым днем все сложнее отличить их. 

- Правда ли, что вы каждый день обязательно играете дома Баха? И если да, то сказывается ли это как-то на вашей технике?

- Да, и пока я жив и здоров, я буду продолжать все время играть Баха. Он мой бог. И, конечно, это не может не отражаться на том, как я исполняю произведения других композиторов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала