"Авианова" может повторить судьбу обанкротившегося авиаперевозчика "Континент", но в гораздо больших масштабах: на сей раз может пострадать до 80 тысяч пассажиров, включая тех, кто купил билеты на зимний сезон. Причиной сложностей у перевозчика стал конфликт его акционеров.
"Авианова" позиционирует себя как лоукостера и оперирует парком из шести судов А320. По данным Росавиации, за восемь месяцев 2011 года авиакомпания перевезла 866 тысяч пассажиров, заняв 12 место среди российских авиакомпаний по этому показателю.
В воскресенье, 2 октября, "Авианова" остановила продажи билетов, а генеральный директор авиакомпании Владимир Горбунов устно уведомил Росавиацию о том, что компания с 00.00 мск 4 октября может остановить операционную деятельность. Управляющий директор компании Константин Тетерин сообщил "Коммерсанту", что в ночь c 3 на 4 октября партнеры "Авиановы" прекратят техническое обслуживание ее самолетов из-за долгов.
В аэропорту Шереметьево в понедельник создали оперативный штаб для пассажиров авиакомпании.
Росавиация дождалась письменного заявления от "Авиановы" лишь вечером в понедельник: авиакомпания сообщила, что ищет средства для совершения полетов как минимум до 9 октября и предпринимает усилия для дальнейшего продолжения деятельности. Таким образом, это отличается от устных заявлений гендиректора Горбунова, сделанных накануне.
При этом в течение понедельника авиакомпания продолжала осуществлять полеты, хотя и задержала ряд рейсов, в частности, в аэропортах Краснодарского края.
Масштаб
По данным "Авиановы", с 3 по 29 октября она должна выполнить 952 рейса и перевезти 67,834 тысячи пассажиров, а в зимний сезон с 30 октября по 24 марта - 1,848 тысячи рейсов и перевезти 12,82 тысячи пассажиров.
При нехватке у авиакомпании средств для перевозки пассажиров или оплаты возвращенных билетов нагрузка ложится на бюджет. В 2011 году один такой случай уже был - в конце июля из-за задолженности перед российскими аэропортами приостановила операционную деятельность авиакомпания "Континент". В результате отмены рейсов пострадали несколько сотен человек. Всего компания продала около 37 тысяч билетов с вылетами вплоть до середины сентября, другими авиакомпаниями было перевезено более 10 тысяч пассажиров обанкротившегося перевозчика.
"Авианова" летает по 28 направлениям в 22 города. Это 21 российский город: Анапа, Архангельск, Астрахань, Волгоград, Геленджик, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Курган, Москву, Набережные Челны, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Ставрополь, Сургут, Тюмень, Ульяновск-Восточный и Уфа, а также один украинский - Симферополь.
Возвращайте билеты
В "Авианове" сообщили, что авиакомпания продолжает операционную деятельность, чтобы выполнить обязательства перед пассажирами. При этом пассажиры могут сдать билеты по упрощенной процедуре, отправив информацию о номере брони и банковские реквизиты на электронный адрес refunds@avianova.ru.
В свою очередь Росавиация направила в адрес авиакомпании телеграмму с требованием в случае прекращения операционной деятельности незамедлительно проинформировать пассажиров о месте, времени и способах возврата денег за приобретенные билеты.
При этом Нерадько заявил, что "Авианова" должна самостоятельно, без помощи государства, выполнить обязательства перед пассажирами. Он отметил, что авиакомпания продавала билеты по 1-2 тысячи рублей, и если отозвать у нее сертификат эксплуатанта, то осуществлять перевозки пассажиров "Авиановы" будут другие компании, цена у которых будет намного выше.
Давние беды
Авиакомпания, которая начала работать в августе 2009 года, по оценкам ряда экспертов, до сих пор не вышла на операционную рентабельность. В Росавиации знали о непростом финансовом состоянии авиакомпании и все равно продлили ей сертификат эксплуатанта, правда, не на два года, как обычно, а только на год. Ведомство согласилось пойти на уступки лишь после того, как один из акционеров компании - А1 (входит в "Альфа-Групп") - предоставил авиакомпании финансовые гарантии на сумму 830 миллионов рублей.
Один из лизингодателей "Авиановы", американская ILFC, в середине сентября этого года подала два иска к перевозчику, требуя ареста самолетов. На прошлой неделе Росавиация получила уведомление от ILFC, что компания расторгает договор с "Авиановой" на лизинг двух из шести судов.
Акционерами "Авиановы" является инвесткомпания А1 и американский инвестфонд Indigo Partners. Именно конфликт этих двух акционеров и называют основной причиной нынешней ситуации с авиаперевозчиком, признает Нерадько.
Как отметил руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев, конфликт акционеров препятствует нормальному функционированию перевозчика - так, он не смог пока нарастить парк судов, как того требуют новые правила Росавиации, вступающие в силу с 1 января будущего года. Согласно им авиакомпании должны иметь в парке не менее 10 однотипных воздушных судов. Пантелеев прогнозирует, что по этой причине "Авианове" придется уйти с рынка.
Ольга Ждан