Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Интервью президента Дмитрия Медведева руководителям крупнейших российских телеканалов стало своеобразной попыткой дать болеутоляющее после резкой, почти хирургической рокировки, предпринятой правящим тандемом на прошлой неделе. Президент подтвердил свою приверженность общемировым демократическим ценностям, внес ясность в вопрос о том, как принималось ключевое решение. Дмитрий Медведев еще раз подтвердил, что последнее слово в вопросе о власти в России остается за избирателем. Он постарался развеять атмосферу предопределенности, установившуюся в политической жизни страны после съезда "Единой России".
"Решения съезда ["Единой России"] - это всего лишь рекомендация партии поддержать двух человек на выборах, не более того, - подчеркнул президент. - Выбор осуществляется народом… Любой политический деятель может пролететь на выборах".
Нехватка "ограниченной неопределенности"
Верный своему принципу проводить в политике среднюю линию, не впадая ни в правые, ни в левые крайности, Медведев постарался выполнить своим интервью двойную задачу.
Смотреть фотоленту "Первое интервью Медведева после заявления тандема о планах на 2012 год" >>
Во-первых, окончательно развеять иллюзии любителей "дворцовых переворотов", вот уже несколько лет лелеявших надежду на ссору между Медведевым и Путиным, которая поколебала бы "вертикаль власти". Во-вторых, расшевелить тех избирателей, кто впал в апатию, посчитав победу "Единой России" предопределенной после выступления тандема на съезде.
Первый вопрос был затронут уже в самом начале беседы. Президент сразу же подчеркнул, что и он, и премьер занимают "близкие позиции по большинству стратегических вопросов". "Находясь на таких позициях, мы что - должны ссориться, ругаться?" - вопросил Медведев. И сам себе ответил: "Так ни в одной стране мира не поступают". И сослался на опыт Соединенных Штатов Америки.
Сложнее со вторым вопросом: трудно мобилизовать электорат на битву, победитель в которой не меняется уже более десяти лет. Конечно, России еще предстоит долгий путь до развитой многопартийной системы. Этот факт не раз признавал сам президент, и во многом именно это обстоятельство мешает нашим выборам найти баланс между конкурентностью и предсказуемостью.
"В развитых странах мира демократия понимается как ограниченная неопределенность. Каждая из партий уверена, что в случае ее поражения ничего драматического не случится, - комментирует вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко. - Все уверены, что, кто бы ни победил на выборах, передела собственности не будет, а представители прежде правившей партии, проиграв, сохранят свободу. Со всеми этими критериями в России есть определенные проблемы".
Правительственная интрига: кто эти люди?
Впрочем, в связи с почти полным отсутствием интриги думской, президент, кажется, решил подбросить избирателям другую интригу - правительственную.
"Если наши люди проголосуют за нашего кандидата в президенты, и это правительство реально будет сформировано, и это будет поручено мне, - это будет кардинально обновленное правительство, правительство, состоящее из новых людей. И вот это я считаю принципиально важным", - сказал Медведев.
Конечно, сейчас еще рано делать предположения, кто же будут эти "новые люди". "Мне не очень понятно, что мешает президенту начать обновление кабинета министров уже сейчас, - задается вопросом гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. - В правительстве есть ряд очень непопулярных министров, которые даже не удосуживаются ответить на вопросы по поводу чрезвычайных происшествий со смертельным исходом во вверенных им ведомствах. Разрушительные процессы идут в образовании, медицинском обслуживании. Если Медведев и Путин построили вертикаль власти, что мешает им "тронуть" не справившихся министров? "Единой России" на парламентских выборах такие отставки только помогли бы".
Впрочем, ответ президента на подобные вопросы прозвучал в интервью вполне определенно: "Правительство нельзя трясти, как грушу. Я часто получаю от людей вот такие месседжи: "Немедленно поменяйте этого министра! Как не стыдно? У нас произошла авария, а он до сих пор работает!" Но мы должны понимать, что не все аварии зависят от министров, у нас реально очень непростая ситуация и в промышленности, и в экономике".
Таинственное "свежее лицо"
Что же касается президентских выборов, то тут тандему помогает отсутствие на политической сцене реальных альтернатив.
Валерий Хомяков отмечает, что, согласно проведенному по заказу Совета по национальной стратегии опросу общественного мнения, за кандидатуру Медведева готовы подписаться 16% людей избирательного возраста, за Путина - 21%.
Получается, что Медведев был прав, снимая свою кандидатуру в пользу Путина - у последнего, как отметил сам президент, рейтинг выше. Но еще выше рейтинг у "какого-то другого, свежего лица" (36%) - то есть у альтернативы.
Осталось совсем немного - найти это лицо, и интрига выборам была бы возвращена.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции