МОСКВА, 29 сен - РИА Новости, Наталия Курова. Одна из самых значительных интеллектуальных, стильных и загадочных русских актрис Алла Демидова, Гертруда из легендарного любимовского "Гамлета" и властная герцогиня Мальборо из фильма "Стакан воды", отмечает в четверг юбилей.
Играть на сцене она мечтала с самого детства, заявляя уже в пять лет, что будет великой актрисой. Но поступить в Театральное училище имени Щукина с первой попытки не удалось, и Демидова стала студенткой экономического факультета МГУ, где и состоялся ее актерский дебют. В знаменитом тогда театре МГУ она сыграла роль в нашумевшем спектакле Ролана Быкова "Такая любовь" Павла Когоута.
Успешно работая преподавателем политэкономии, Демидова не оставляла мысль о театре и, наконец, поступила в "Щуку" на курс Анны Орочко. Дипломным спектаклем, решившим судьбу актрисы, стала роль в культовой постановке "Добрый человека из Сезуана" Юрия Любимова, который пригласил ее в новый театр на Таганке и считал костяком своей труппы.
"Впервые я и увидел ее в "Добром человеке" и сразу понял, что это незаурядная актерская и человеческая индивидуальность. Внутренняя сосредоточенность, благоговение перед его величеством театром, чего не хватает сегодня молодым, у Аллы Сергеевны было всегда. Демидова, - и это общепризнанно - самая интеллектуальная русская актриса. Но она всегда была открыта самым неожиданным смелым экспериментам, не боялась выглядеть смешной, пускалась в самые эксцентричные формы. Она всегда много предлагала в процессе репетиций", - рассказал РИА Новости Валерий Золотухин, возглавляющий сегодня Театр на Таганке.
По его словам, актриса, отличающаяся независимым нравом и не любящая панибратства, тем не менее, была ему - и не только - великолепной партнершей.
"Она настолько воспитана, что никогда не показывает своих привязанностей или антипатий. Я помню, что когда Анатолий Васильевич Эфрос задумал спектакль для четырех актрис, и каких: Зинаида Славина, Алла Демидова, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская! - я был потрясен. Соединить в одном ансамбле такие крупные и разные индивидуальности казалось мне невероятным. Но все возможно с большими талантами под руководством выдающегося режиссера. Спектакль имел оглушительный успех. Мне посчастливилось много партнерствовать с Демидовой в театре, и это было легко - мы чувствовали и понимали друг друга. Откровенно говоря, так хочется, чтобы она вернулась в театр", - поделился он.
Поначалу в театре у Демидовой не было крупных ролей. Славу актрисе принес кинематограф, а именно роль в картине "Дневные звезды" по автобиографической повести Ольги Берггольц, где она создала образ поэтессы. Потом были фильмы "Шестое июля", "Чайка", "Зеркало" "Стакан воды", "Незримый путешественник", "Настройщик" и многие другие. И все-таки критики называют Демидову, что совершенно справедливо, одной из самых невоплощенных актрис в кино. Зрители ждут новых картин с ее участием.
Актриса создала немало крупных работ в Театре на Таганке, играя в спектаклях "Тартюф", "Час пик", "Гамлет", "Деревянные кони", " Борис Годунов", "Вишневый сад" в постановке Анатолия Эфроса, где она показала удивительную непривычную Раневскую. Демидова всегда говорила своим особенным театральным языком. Критика отмечала, что она "работает в изысканной - не совсем "станиславской" и не совсем любимовской технике выражения чувств, делающей их серьезность особенно значительной".
Демидова всегда стремилась к большему самовыражению, к возможности проявить себя в самых разных амплуа. Вместе с Владимиром Высоцким они задумали постановку на двоих - "Федру" Расина, которой не суждено было реализоваться из-за кончины актера. И все-таки актриса сыграла в "Федре" - но в другой, по пьесе Марины Цветаевой, поставленной Романом Виктюком, где заявила о себе как о трагической актрисе, владеющей поэтическим словом и пластикой. С этой работой Демидова объехала много городов и стран, везде ее сопровождал успех.
Затем она создала свой собственный театр "А" и начала сотрудничать с известным греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. В это время актриса сыграла роль Гамлета, о которой мечтала давно. В спектакле "Гамлет-урок" она предстала сразу в трех лицах - Гамлета, Гертруды и Офелии. Создала Демидова и образ Медеи в одноименном спектакле.
В последнее время Аллу Сергеевну чаще всего можно видеть, а точнее, слышать на эстраде, где она выступает с поэтическими вечерами. Демидова делает это превосходно, читает, следуя, подобно поэтам, за музыкой стиха, старается при этом как можно больше рассказать о самом авторе, его судьбе, размышлениях о жизни. Она, без сомнения, лучшая исполнительница произведений Цветаевой и Ахматовой, творцов Серебряного века, к искусству которых чувствует особую привязанность. На одном из поэтических вечеров сам Михаил Козаков, увидев в зале Демидову, со сцены признался, что очень волнуется читать перед такой большой актрисой.
Сегодня Алла Сергеевна, которой исполняется 75 лет, с успехом выступает с поэтическими концертами, спектаклями и мастер-классами, разъезжает по разным уголкам мира. На страницах своих шести книг она размышляет о природе театра и искусства и делится воспоминаниями об актерах и режиссерах, с которыми ей довелось работать.