Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем" - для РИА Новости.
Арвидас Сабонис всегда был сильнее всех на площадке и по-прежнему остается сильным за ее пределами. 46-летний баскетбольный маэстро, несомненно, справится с последствиями инфаркта, вызвавшего, как утверждают некоторые СМИ, клиническую смерть. Как сообщают из Литвы, Сабонис фактически вернулся с того света, где - кто знает? – ему, быть может, удалось переброситься двумя – тремя фразами с выдающимся советским тренером Александром Гомельским.
Обыграть кого угодно
Сборную СССР, выигравшую в 1988 году на Олимпиаде в Сеуле "золото", Сабонис называет "бандой", способной обыграть кого угодно. Командой умело управлял Гомельский. Сабонис, никогда не открещивающийся от своего советского спортивного прошлого, вместе с другими сеульскими чемпионами по сей день добрым словом вспоминает Гомельского, которого они назвали "Папой".
Три года назад, например, они лихо отпраздновали под Вильнюсом 20-летие победы в Сеуле. Советские баскетболисты с легкостью, поразившей специалистов, переиграли на Олимпиаде-88 считавшуюся непобедимой американскую команду, и тот провал стал причиной создания в США "команды-мечты" с лучшими профессионалами из НБА в составе, которую регулярно стали отправлять на Олимпийские игры.
А как они отмечали саму победу в Сеуле!.. Гомельский, рассказывают, для того, чтобы хоть как-то остановить безудержные возлияния баскетболистов ("Обмывали медали все, но мы большие, нас всегда замечали", - говорили игроки), однажды сказал им: "Сегодня режим не нарушать, завтра в 7 утра едем на "Самсунг", нам продадут телевизоры с огромной скидкой". В 7 утра к месту сбора явилась большая часть команды, но не потому, что пришедшие рано легли спать, а потому, что они еще не ложились.
Четыре года спустя после Сеула Арвидас Сабонис вновь поехал на Олимпиаду в роли лидера, но на сей раз лидера сборной Литвы: политические пертурбации привели к появлению на территории бывшего Советского Союза пятнадцати независимых государств. Баскетболисты некоторых из них составили сборную СНГ.
Литва выставила свою команду, СНГ тогда переигравшую и достигшую при фантастической игре Сабониса невероятного результата – бронзовых медалей. Третье место - вслед за США и Хорватией - возвело литовских баскетболистов в ранг национальных героев, которых в Литве, самой, наверное, баскетбольной стране в Европе, встречали так, будто они вернулись после завершения первой в истории человечества экспедиции на Марс.
Потом Арвидас еще один раз выигрывал с Литвой олимпийскую "бронзу" и становился серебряным призером континентального первенства.
Был и есть лучший
Популярность Сабониса в Литве до сих пор огромная - в стране считают, что если Сабас выдвинет свою кандидатуру на пост президента, то на выборах победит. Пока же он баллотируется в гордом одиночестве на пост президента Федерации баскетбола.
Можно только представить, как президент "Жальгириса", клуба, в составе которого он закончил всего-то шесть лет назад, перенес неудачу литовских баскетболистов на недавнем домашнем чемпионате Европы. Литовцы выбыли из турнира на стадии четвертьфинала, проиграв Македонии.
В Литве, рассказывают, моментально появился анекдот: "Урок географии в литовской школе. Учитель спрашивает: "Кто знает, где находится Македония?". Все, в том числе отличники, словно воды в рот набрали. Встает самый нерадивый ученик - двоечник Эдгарас: "Я знаю. Уже в полуфинале".
Арвидаса Сабониса по сей день считают лучшим европейским баскетболистом, когда-либо игравшим в НБА. Конечно же, он попал в Зал баскетбольной славы Ассоциации.
"Портленд" задрафтовал Сабаса в 1986 году. Тогда советскому баскетболисту и думать было нельзя о том, чтобы уехать играть за границу, тем более – в Америку. Сабонис, к слову, об интересе к нему "Портленда" узнал не сразу – спустя несколько недель рассказали знакомые журналисты.
Перед Олимпиадой-88 Александр Гомельский, обговаривая со спортивными руководителями и курировавшими спорт руководителями партийными условия поощрения команды в случае победы в Сеуле, сумел, помимо финансовой составляющей, пробить разрешение властей на отъезд олимпийских чемпионов в зарубежные клубы.
Обещание, надо сказать, было выполнено. Год спустя после Игр первые советские "баскетбольные ласточки" - Шарунас Марчюленис и Александр Волков - отправились в НБА. Сабониса среди первых не оказалось.
Вряд ли Гомельский отговаривал своего любимца отправиться за океан, а советовал ему попробовать себя сначала в Европе. Сабас, судя по всему, сам вознамерился проверить свои возможности в Испании, а уж затем, если интерес "Портленда" сохранится, лететь в Америку.
На решении баскетболиста, заигравшего в 1989 году в Испании (сначала "Вальядолид", а потом мадридский "Реал"), не могли не сказаться постоянно мучившие его травмы (колени, ахиллы), требовавшие операций. Из-за травм он почти полтора года не имел игровой практики перед Сеулом и просил Гомельского просто включить его в состав делегации для того, чтобы побывать на Олимпиаде. Гомельский уверенно сказал гиганту: "Поедешь игроком".
За "Портленд", в котором Сабонис появился в 1995 году, литовский баскетболист сыграл 470 матчей. "В мире, - говорили его партнеры, - много классных баскетболистов, но если вы хотите побеждать, вам нужен Сабонис".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
