Рейтинг@Mail.ru
Севморпути дали "зеленый" свет на Арктическом форуме - РИА Новости, 23.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Севморпути дали "зеленый" свет на Арктическом форуме

Читать ria.ru в
Северный морской путь, его инфраструктура и безопасность стали главными темами второго международного форума "Арктика-территория диалога", который прошел в четверг-пятницу в Архангельске. При этом освоение "крыши мира" будет проходить экологично, пообещали российские власти, предложив посвятить следующий форум именно природоохранной тематике.

МОСКВА, 23 сен - РИА Новости. Северный морской путь, его инфраструктура и безопасность стали главными темами второго международного форума "Арктика-территория диалога", который прошел в четверг-пятницу в Архангельске. При этом освоение "крыши мира" будет проходить экологично, пообещали российские власти, предложив посвятить следующий форум именно природоохранной тематике.

Севморпуть по закону

Слова главы российского правительства Владимира Путина о том, что уже до конца 2011 года может быть принят закон, который призван урегулировать все вопросы судоходства по Северному морскому пути, стали важнейшей новостью форума.

"Рассчитываем, что до конца текущего года этот закон будет принят парламентом РФ", - сказал он.

Северный морской путь (Севморпуть, СМП) - кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам - Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути с 33 суток до 20 и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток СМП оценивается в 50 миллионов тонн в год.

Объем грузоперевозок по Севморпути от максимального значения (6,7 миллиона тонн в 1987 году) в 1990-е годы упал практически до нуля, однако с 2000 года регулярное использование морских трасс возобновилось. Сейчас, по данным Росатомфлота, перевозки продолжают расти, превысив 3 миллиона тонн в 2010 году, когда была возобновлена проводка по СМП крупнотоннажных танкеров.

Арктическая экология

Изменение климата позволяет активнее развивать экономическую деятельность в Арктике, однако Россия будет прилагать все усилия для сохранения природы этого региона в первозданном виде, заявил Путин в первый день форума.

"Климат меняется, появляются возможности для освоения, это и хорошо, и тревогу определенную вызывает. Очевидно, что, когда начинается активная хозяйственная деятельность, то последствия часто бывают плачевными (для природы - ред.)", - сказал премьер.

Вместе с тем он отметил, что человечество уже накопило значительный опыт, позволяющий обеспечивать защиту окружающей среды, и предложил посвятить следующий Арктический форум экологии региона.

Безопасность ценой в миллиард

Освоение Арктики с оглядкой на природу потребует развития инфраструктуры безопасности, в частности, создание сети центров по борьбе с разливами нефти.

"Экономическое развитие Арктики невозможно без комплексного решения вопросов безопасности экологической и транспортной, при добыче и транспортировке полезных ископаемых", - сказал президент Русского географического общества, глава МЧС Сергей Шойгу.

Сеть из десяти комплексных аварийно-спасательных центров для обеспечения безопасности в Арктике, которую планируется построить до 2015 года, обойдется России в 1 миллиард рублей, сообщил РИА Новости заместитель директора департамента международной деятельности МЧС РФ Игорь Веселов в кулуарах форума.

По его словам, создание в Арктике сети аварийно-спасательных центров начнется уже в этом году. Для создания баз будет использоваться существующая инфраструктура МЧС.

Расширяем шельф

Между тем российские власти рассчитывают увеличить территорию страны за счет Арктики. Как сообщил в четверг журналистам вице-премьер Сергей Иванов, к концу 2012 года Россия подготовит научно-обоснованную заявку в комиссию ООН по морскому праву на расширение своей экономической зоны на арктическом шельфе.

Во время летней навигации следующего года запланирована последняя экспедиция в этот район, в рамках которой будет проведено бурение дна с целью получения проб грунта в заранее намеченных точках, чтобы доказать соответствие состава этого грунта территории северной Сибири, отметил Иванов.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, прибрежные государства имеют суверенное право разведки и разработки природных ресурсов на континентальном шельфе, который является продолжением их территории.

Ранее Россия представила в комиссию ООН по морскому праву свою заявку на арктический шельф, однако она была отклонена в связи с недостатком информации. Если Россия докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то сможет получить право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике и на разработку колоссальных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка - Мурманск - Северный Полюс.

Полярники на "сигарах"

Сокращение площади льдов на руку транспортникам, но опасно для российских полярников, которые с 1930-х годов работают в Арктике на дрейфующих ледовых станциях "Северный полюс". Для решения проблемы глава Росгидромета Александр Фролов предложил использовать для размещения полярников платформы, по форме напоминающие сигару, чтобы обеспечить "самоходность" и избежать сжатия во льдах.

"Это будет что-то типа "сигары" со сложным корпусом, устроенным таким образом, чтобы давление льда не сжимало корпус, а как бы выдавливало ее изо льда. Задача - дойти до нужного места, вмерзнуть в ледовый массив и так же, как мы делаем сейчас с дрейфующими станциями, путешествовать до тех пор, пока ей не нужно будет освободиться и уйти в свободное плавание", - сказал РИА Новости Фролов.

По словам Фролова, размер платформы составит десятки метров, ее движение будет обеспечивать дизельная установка. На платформе также обязательно будут вертолетная площадка и спутниковая связь.

Архангельск - арктический наукоград?

Кроме того, губернатор Архангельской области Илья Михальчук, выступая на форуме, предложил открыть в Архангельске Арктический научный центр для комплексного изучения северных районов Земли. Идею поддержал вице-президент Российской академии наук Николай Лаверов, оговорившись, что сначала надо привлечь к проекту известных ученых.

"Сама мысль о создании такого центра - она исключительно интересная, и полагаю, что Архангельску действительно пристало бы быть таким арктическим центром. Но реализовать ее - это сложнейшая проблема... Необходимо привлечь крупных ученых, которые являются признанными лидерами в тех научных отраслях, которыми будет заниматься этот академический центр", - сказал Лаверов.

Призыв был тут же услышан - легендарный полярник и ученый, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров намерен открыть собственную кафедру в Северном Арктическом федеральном университете. В том самом вузе, который приоткрыл на два дня гостям форума "ворота в Арктику".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала