Москва, 21 сен - РИА Новости. По оценке экспертов «РИА-Аналитика» объем производства в российском машиностроении в I полугодии отставал от докризисного уровня всего на 5%. На фоне многих других отраслей промышленности это довольно неплохой показатель. Однако, как отмечается в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги I полугодия 2011 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», такого результата удалось достичь за счет гипертрофированного роста в одних сегментах машиностроительного комплекса при одновременном сохранении глубокого спада производстве в других.
Рост производства в машиностроении по сравнению с I полугодием прошлого года составил более 20% – это лучший результат среди всех отраслей обрабатывающего комплекса промышленности. При этом основной вклад (более 40%) в положительную динамику машиностроительного комплекса внесло автомобилестроение, а вернее – производство легковых автомобилей, которое на 12% превзошло докризисный уровень. Основная заслуга такого результата лежит на стимулирующих мерах правительства – утилизационной программе, льготном автокредитовании, высоких импортных пошлинах. Каждый пятый автомобиль в России по итогам полугодия был продан за счет стимулирующих программ.
Также небывалые результаты отмечены в производстве грузовых вагонов. Их выпуск уже почти в полтора раза превысил докризисный уровень. Внутренний рынок грузовых вагонов сейчас пребывает в остром дефиците. Однако наравне с факторами рыночного характера, как то наращивание парка вагонов независимыми железнодорожными операторами и увеличение грузоперевозок в связи с реализацией масштабных госпроектов, дефицитное состояние рынка обусловлено перебоями в системе диспетчеризации вагонопотоков. Об этом свидетельствуют часто возникающие в последнее время заторы вагонов на подступах к морским портам. Таким образом, ажиотажный спрос на вагоны отчасти является переоцененным, и этот пузырь может лопнуть, как только взаимодействие между независимыми операторами и РЖД станет более эффективным.
Наконец, третьей точкой роста в машиностроении сейчас является производство крупного энергетического оборудования, а именно турбин, выпуск которых также достиг рекордного результата по итогам полугодия. В немалой степени такой результат получен за счет восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, а также за счет амбициозных планов энергокомпаний по вводу в эксплуатацию новых мощностей.
В большинстве других отраслей машиностроения уровень производства остается на крайне низком уровне. Производство грузовых автомобилей только сейчас вышло по объему на результат семилетней давности, выпуск зерноуборочных комбайнов на треть отстает от докризисного уровня, производство башенных кранов по-прежнему осуществляется в штучном режиме, как и производство гражданских самолетов, а в судостроении третий год подряд наблюдается негативная динамика производства.
При этом прекращение действия утилизационной программы может замедлить темпы роста в машиностроении в целом. Компенсировать это замедление может только рост спроса на инвестиционное оборудования со стороны реального сектора экономики.