Президент Всероссийской ассоциации летних олимпийских видов спорта, глава Стрелкового союза России Владимир Лисин поделился с корреспондентом агентства "Р-Спорт" впечатлениями о состоявшемся в Саранске Международном спортивном форуме "Россия - спортивная держава".
- Владимир Сергеевич, какое впечатление сложилось у вас о работе форума?
- В связи с трагедией - гибелью хоккеистов "Локомотива" в авиакатастрофе в Ярославской области - деловая программа форума была значительно сокращена. Но в целом можно сказать, что форум является полезной площадкой для дискуссий, а не просто для монологов или докладов. Люди должны общаться между собой, обмениваться опытом, видеть ошибки и достижения. Интерес к форуму проявляется и благодаря активности организаторов, привлекающих международные федерации, членов МОК и руководителей федераций. Выставочная деятельность тоже важна, есть смысл в том, что регионы увидели свои достижения, написали о них на бумаге, отобразили на стендах. Это очень полезно для анализа.
- С какими идеями вы приехали на форум?
- Я хотел понять, что происходит в регионах: как они формируют списки "своих" базовых видов спорта, как видят их развитие. Ведь наш резерв - это регионы. Это касается и Стрелкового союза, и Ассоциации по летним видам спорта. Поэтому региональная составляющая и будет определять задел на будущее, будущие олимпийские победы. Я надеялся, что на эту тему состоится полноценная дискуссия, но в полной мере это не получилось.
- Насколько, по вашему мнению, регионы успели приспособиться к новым условиям работы, возможно, им пока сложно сформировать ответы на озвученные Вами вопросы?
- Время для адаптации всегда требуется, но, как мне кажется, в этой работе не хватает целенаправленности. Список летних и зимних видов спорта, которые являются базовыми, требует доработки. Многие федерации не совсем согласны с тем, как распределены виды спорта, здесь требуется корректировка. Если нет условий - тренерского состава, традиций, базы, истории и нормальной программы - вид спорта не может быть базовым.
Абсолютно разумен подход, когда регион определяет для себя в качестве базовых только те виды спорта, для развития которых у них есть возможности и предпосылки - чемпионы, тренеры, история. Это и им облегчит работу, и нам позволит помогать. Ведь все охватить невозможно. Зачем браться за новый вид спорта, когда еще не исчерпан резерв существующих видов. В таком случае ресурсы, сила и время будут распыляться. А это скажется на уже достигнутых результатах.
И уж совсем не годится вариант, при котором базовым является паралимпийский спорт. Для паралимпийских видов спорта надо создавать условия, чтобы дать возможность людям заниматься в обычных спортивных сооружениях. Если есть условия, то люди с ограниченными возможностями будут заниматься спортом. Но странно говорить о массовости этого спорта, о том, что паралимпиец что-то должен. С этой точки зрения выбирать паралимпийский спорт как базовый не совсем правильно. Паралимпийцы в каждом регионе разные, и не всегда здесь возможно совпадение интересов.
- Если сузить тему до близкой вам спортивной стрельбы, то сколько регионов включили ее в число базовых для себя?
- У нас порядка десяти регионов наиболее активны и могут являться примером развития либо стендовой, либо пулевой стрельбы. Там есть база, есть молодежь, активность руководителей и поддержка региональных руководителей. Всего же базовым наш вид является для 22-х регионов, при том, что количество региональных отделений у нас больше 50.
- Планируется ли ваше участие в подписании договоров между Минспортом и детско-юношескими спортивными школами, которые теперь будут выполнять госзаказ на подготовку резерва сборных команд?
- Это не наш вопрос. Мы не можем вести методическую работу, проводить семинары, помогать готовить тренеров. В это мы вмешиваться не должны. Задача спортивных школ - дать резерв нам в сборную, а не наоборот. И это ключевой вопрос.
- Если перейти к теме выступления сборной России на чемпионате мира по стендовой стрельбе в Сербии. Не самые выдающиеся результаты там наши показывают. С чем вы это связываете?
- С одной стороны, мы усилили направление, связанное с траншейной стрельбой. Остальные дисциплины подтягиваются. Конечно, результат слабый. У нас и резерва там никакого не было. Зато есть абсолютно радостные результаты. За всю историю спорта никогда юношеская стендовая сборная не входила в тройку победителей. И первый раз мы заняли первое место. А юношеская сборная - это и есть тот резерв, который является нашей надеждой.
- Когда они смогут выступать на взрослом уровне? Или загадывать сейчас сложно?
- Как и в любом спорте, нужно время. Никто чемпионом не рождается, нужно время на подготовку. Но то, что такой результат есть, говорит о том, что работа прошедших лет не проходит даром.
- Но на Олимпиаде в Лондоне, как я понимаю…
- Не факт. Если говорить о траншее, то Алексей Алипов остается самым сильным в России и одним из сильнейших в мире. У него есть все возможности победить на Олимпиаде в Лондоне.
- Тем более есть свежий пример с чемпионата Европы, где в личном зачете лучшим местом россиян было девятое, а в командном они завоевали золото.
- Такое действительно возможно. Приближение к абсолютному результату дается очень тяжело, и на Олимпиаде это все выльется. Все будут в одинаковом психологическом состоянии, и шанс у Алипова обязательно будет.
- Если вернуться к теме развития детско-юношеского спорта, то какие идеи по улучшению этой работы вы продвигаете в Олимпийском комитете России, где вы являетесь вице-президентом и членом исполкома?
- Один из важных моментов - это закон о спорте. В сегодняшнем виде он никого ни к чему не обязывает и ни с кого ничего не спрашивает. А мы считаем, что должна быть четко прописана ответственность федераций, министерства спорта и регионов. Соответственно, за детские спортивные школы, за школы высшего спортивного мастерства должны отвечать регионы, и если министерство видит точку роста и там действительно есть перспективы развития, то нужно помогать. Мы же, получив резерв, должны заниматься подготовкой к сборам, соревнованиям и честной селекцией, основанной на спортивном принципе.
- Стрелковый союз, как и Всероссийская федерация легкой атлетики, участвуют в эксперименте, который предполагает субсидирование федерации напрямую из средств госбюджета. Насколько эта модель себя оправдывает?
- Хоть легкоатлеты и не полностью перешли на субсидирование, эта работа, судя по минувшему чемпионату мира, способна дать результат. У легкоатлетической федерации достаточно много дисциплин, они раскиданы по разным регионам, что усложняет субсидирование. Нам в этом смысле проще - у нас не так много дисциплин, и мы в состоянии контролировать систему финансирования и отчетности. Она полезна, поскольку показывает справедливость финансирования, в том числе спортивных мероприятий: либо они финансируются со сметой, либо не финансируются вообще. Нельзя раздавать деньги федерациям, используя старые нормативы, при которых питание спортсменов стоит до тысячи рублей в день, проживание – 550 рублей в день. Где можно найти жилье на эти деньги? Поэтому необходимо переходить на систему "человек/день" для разных видов спорта. От вида спорта ведь тоже много зависит, например, цены на аренду спортивных сооружений разные.
Все это федерации должны учитывать. Центр спортивной подготовки (посредник между государством и федерациями) не может отследить потребности каждой федерации. В результате, если федерации не хватает денег, то мероприятие либо вообще не проводится, либо проводится в сокращенном виде. Эти проблемы решаются, если есть открытая смета, где четко прописано сколько потрачено, к примеру, на питание или на спортивное сооружение, его оснащенность и так далее. Счетная палата нас проверяла за 2010 год, и никаких замечаний не было. Наоборот даже спросили, почему у нас лишние деньги остались.
- Однако такая система требует еще и выполнения заявленного результата. Возможно, это пугает другие федерации?
- Спорт есть спорт, и здесь не всегда можно ждать результата. Мы выиграли Европу, а на мире показали совершенно другие результаты. При этом прежде чем говорить о результате, надо понимать, в каком катастрофическом состоянии сегодня находится большинство федераций. На форуме прозвучало, что ежегодно спортивные учебные заведения выпускают около трех тысяч выпускников. Но они же должны придти в спортивные школы, федерации. Если этих людей нет, то нам приходится жить за счет тех людей, которые были воспитаны в прошлом. И только сейчас появляется новое поколение, а мир-то при этом не стоит на месте.
Мы считаем, что большинство федераций сегодня решает главный вопрос - подготовку резерва: как спортсменов, так и тренерского состава. Но единой программы, которая бы предполагала, что у федераций появится определенный контингент, нет. Мы понимаем, что вопрос работы с резервом находится на нулевой стадии. Сегодня перед строительством в регионе спортивного сооружения у федерации могут даже не спросить, а надо ли это региону. А иногда федерации и вовсе не знают о строительстве спортивных сооружений. Уверяю вас, что таких примеров полно. Тогда вопрос: для кого это делается?
Сегодня есть все предпосылки к тому, чтобы спорт в нашей стране развивался: у нас есть много спортивных мероприятий в ближайшее время, у нас есть определенные успехи, во многих регионах есть достаточно приличная база. Сейчас для того, чтобы всем этим воспользоваться, нужна упорная работа. Если мы будем продолжать ее делать, то все будет в порядке, а если забудем, то потом вновь будем задаваться вопросом, почему не добежали или не допрыгнули.