Рейтинг@Mail.ru
Десять лет "Евроньюс" в РФ: через бесстрастность – к беспристрастности - РИА Новости, 07.07.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Десять лет "Евроньюс" в РФ: через бесстрастность – к беспристрастности

© Фото : EuroNewsЛоготип компании EuroNews
Логотип компании EuroNews
Читать ria.ru в
Дзен
Десять лет назад в России появилось европейское телевидение. Современное европейское: выдержанное, деловое, немного прохладное, но всегда соответствующее профессиональным стандартам. Заработал канал "Евроньюс" на русском языке. Уникальность его для России еще и в том, что это был первый неспутниковый новостной канал, доступный миллионам российских зрителей на родном языке.

Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.

Десять лет назад в России появилось европейское телевидение. Современное европейское: выдержанное, деловое, немного прохладное, но всегда соответствующее профессиональным стандартам. Заработал канал "Евроньюс" на русском языке. Уникальность его для России еще и в том, что это был первый неспутниковый новостной канал, доступный миллионам российских зрителей на родном языке.

"Евроньюс" пришел в Россию первым, опередив главных конкурентов – CNN и BBC World. Вероятно, в пользу "Евроньюс" сыграла наднациональная  нейтральность, своеобразная "дистиллированность" подачи новостей.

В бой с колес

Первоначально планировалось, что "Евроньюс" начнет вещание на российскую аудиторию 17 сентября 2001 года. Но 11 сентября 2001 года террористы атаковали нью-йоркские небоскребы. И русский "Евроньюс" вступил в бой с колес: в ночь с 11 на 12 сентября канал в течение семи самых тревожных часов знакомил россиян с новостями о теракте. Многие зрители помнят тот день. О страшных событиях канал сообщал строго и спокойно. Ведущих в кадре не было, а голос за кадром не играл на чувствах, он без дрожи и возмущения сообщал, что случилось, и что думают о происходящем другие люди.

События 11 сентября часто называют реальным началом двадцать первого века. Символично, что с рассказом об этой беде в дома россиян вошло и телевидение двадцать первого века – технологичное, ничему не удивляющееся, но требующее при этом от зрителя готовности ко всему.

Став в те дни акционером "Евроньюс", Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) решалась на ответственный шаг. Страна, прожившая 70 лет в изоляции, всего с десяток лет назад пустила в дома своих граждан зарубежное радио. Тут речь шла о телевидении – СМИ намного более агрессивном в смысле воздействия на зрителя. Как приживется оно в России? У всех тогда на памяти был фальстарт русских вариантов американских газет, а Интернет в те дни не обрел еще и десятой доли той массовости, которую имеет сегодня.

Выбор ВГТРК

Ответственность за проект на себя взял Олег Добродеев – глава ВГТРК, самый известный в стране телеменеджер, создатель НТВ. Россия присоединилась к крупнейшим акционерам "Евроньюс" - Франции, Испании, Италии и Швейцарии. Так и не решившись двинуться в Евросоюз политически или экономически, Россия в те дни вошла в него в телевизионном отношении, благодаря решительности и доброй воле Добродеева.

ВГТРК приобрела сначала 1,8 процентов акций канала. Но уже к 2003 году проект оказался настолько успешным ("Евроньюс" принимали к тому времени уже 27 млн. домохозяйств на территории России), что долю было решено увеличить до 16 процентов. В 2003 году Олег Добродеев был отмечен за этот успех Международной европейской премией, врученной ему в  музее изобразительных искусств имени Пушкина представителем ЕС в Москве. Русская версия "Евроньюс" была признана лучшим совместным проектом России и ЕС в области СМИ.

Главный успех был даже не в охвате аудитории и не в привлечении рекламы, хотя достижения в этой области тоже можно занести в актив Добродееву. Очень важно, что, как выразился сам Олег Борисович, "Евроньюс" стал определенной "информационной точкой отсчета", абсолютным нейтралом, по отношению к которому позиционируют себя по-разному идеологически окрашенные информационные службы – от либерального "Эха Москвы" до консервативного "Третьего канала".

Вторым важным  успехом  стала интернационализация самого российского телевидения, привнесение в его работу евростандарта. ВГТРК и другие российские каналы включились в работу "Евроньюс", поставляя для него телевизионные сюжеты.

Как известно, этот канал использует в эфире сюжеты своих акционеров – французских, немецких, а теперь и российских телекомпаний. Кроме того, начало вещания на русском потребовало штата – пусть небольшого, но своего. У телевизионщиков, способных работать по европейским стандартам, появилось еще одно  место работы – во французском Лионе. А российские зрители наконец смогли сравнить работу российских журналистов с трудами их коллег за рубежом – и увидели, что в формате "Евроньюс" все работают одинаково.

Новости с нормальной температурой

Канал сразу же заявил о себе как о нейтральном, объективном СМИ, вполне соответствующем своему нынешнему символу – белому, стерильно чистому кругу. Уже сама эта символика означала довольно высокие требования к зрителю: "Евроньюс" сообщает факты по самому широкому кругу проблем, но выводы зритель должен делать сам.

"Я бы назвал этот телеканал пионером независимого новостного телевещания в России. Роль его огромна, потому что мы видели пример для подражания, пример для сравнения, пример для учебы.  Когда я смотрю сегодняшнее наше телевидение, я вижу очень много производных от этого, так что их можно только поблагодарить их за это 10-летнее служение", -  сказал РИА Новости президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко.

"Чем дальше, тем больше я к нему прикипала, -- говорит о канале известная тележурна истка Светлана Сорокина. -- Может быть, именно на фоне всего, что существует у нас на основных федеральных каналах, где очень много примешивается политики и агитации, вот именно такая абсолютно нейтральная информация ЕвроНьюс для меня ценна и комфортна".

"Считаю, что это один из примеров такого сугубо объективного, я бы даже сказал объективистского подхода к новостям, - говорит Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев, -- в то же время они работают очень оперативно – бывают и прямые эфиры, прямые включения, трансляции во время значимых событий.  На ЕвроНьюс не такие жесткие и напористые новости, как, например, наши российские или американские. Но вместе с тем, это не новости, нацеленные на максимальные рейтинги: здесь большое место занимает культура, общеевропейские ценности, гуманитарные события и проблемы. Поэтому я считаю, что в том спектре новостных программ, которые смотрят российские и не только российские зрители – это очень важные элемент, который с одной стороны серьезно отличается от привычного формата новостей, а с другой стороны, дополняет и расширяет границы представления о том, что происходит в Европе и в мире".

"Плюс телеканала в том, что он заставляет зрителя думать, сравнивать, оценивать,- говорит Анатолий Лысенко. – Они учат оперативности и спокойствию. У нас всегда новости с температурой 38, у них всегда – 36,6… Они умеют подать новости с нормальной температурой".

Новости без ведущих

Поначалу отсутствие ведущих в кадре выглядело совершенно непривычно. Но зрители быстро привыкли к этому, а профессионалы от телевидения оценили преимущества такой подачи.

"Подача новостей без ведущих  меня вполне устраивает. К сожалению, трагедия наших ведущих в том, что они неуловимо пытаются быть и ведущими и комментаторами – интонационно, выражением лица, а там этого нет. Там тебе дают материал, а дальше твори, …думай и пробуй…" , - добавляет Анатолий Лысенко.

Такой подход, конечно же, не гарантировал самого массового успеха. Масса любит, чтобы выводы за нее сделал кто-то другой. Но профессионалам, свободным и образованным людям, нужен был именно такой подход.

"Мне импонирует такая подача новостей – без ведущих, я, видимо, устала, насмотрелась и намелькалась сама",- говорит известная тележурналистка Светлана Сорокина. – Информация "Евроньюс" для меня ценна и комфортна". И здесь слово профессионала очень важно – особенно учитывая тот факт, что творческий метод Сорокиной был абсолютной противоположностью методу "Евроньюс".

Новости с дистанцией

В оказавшиеся трудными для телевидения "нулевые" годы голос команды "Евроньюс" звучал в российском эфире по-особому. Деля эфир то с РТР, то с телеканалом "Культура", "Евроньюс" оставался неизменным.

Даже в самые нервные в политическом отношении времена канал не боялся показывать лица российских оппозиционеров.

При этом отношение самого канала к этим персонажам (как и ко всем остальным) было настолько дистанцированным, тон настолько объективистским, что упрекнуть "Евроньюс" в пиаре или во вмешательстве не в свое дело было невозможно.

Финансируемый Еврокомиссией проект, безусловно, не кусал кормящую его руку, но и о достижениях европейских структур "Евроньюс" вещал в нарочито бесстрастном тоне. Через бесстрастность – к беспристрастности, так может быть выражено кредо этого уникального проекта. Практически ценная информация в сочетании с комфортом – это рецепт успеха нашего времени.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала