Рейтинг@Mail.ru
Полпред Толоконский: инвестициям нужны дороги - РИА Новости, 08.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Полпред Толоконский: инвестициям нужны дороги

Читать ria.ru в
Назначенный на должность полномочного представителя президента в Сибири ровно год назад, 9 сентября 2010 года, Виктор Толоконский говорит, что все еще считает себя "начинающим полпредом". В интервью РИА Новости он рассказал о своих ощущениях от первого года работы в статусе полпреда, а также о том, в чем он сейчас видит смысл существования округов и какими путями могут прийти в сибирский регион большие инвестиции.

Назначенный на должность полномочного представителя президента в Сибири ровно год назад, 9 сентября 2010 года, Виктор Толоконский говорит, что все еще считает себя "начинающим полпредом". Он признается, что после десяти лет губернаторства ему нелегко перейти от стиля принятия решений к методу убеждений, но тем не менее добавляет, что и такой инструментарий дает результаты.

В интервью РИА Новости Толоконский рассказал о своих ощущениях от первого года работы в статусе полпреда, а также о том, в чем он сейчас видит смысл существования округов и какими путями могут прийти в сибирский регион большие инвестиции – а именно задачу привлечения инвестиций, наряду с повышением качества управления во всех регионах, он называет основной.

ПРИВЫЧКА ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

- Виктор Александрович, вы уже почти год работаете в должности полпреда. Расскажите о своих ощущениях от новой должности. Можно ли уже подвести некоторые итоги работы?

- Первое: могу сказать, что у меня время всегда летело, но этот год прошел уж слишком быстро, и мне кажется, что я только начинаю эту работу. Я еще нахожусь под сильным впечатлением от ее новизны и считаю себя начинающим полпредом. Второе: с огромным интересом - а я раньше считал себя человеком консервативным, домоседом и не очень стремился к путешествиям - узнаю регионы большой Сибири. В округе двенадцать субъектов, и во всех я уже по нескольку раз побывал. В этих поездках всегда чувствую энергетику, которые дают новые люди, новые впечатления, масштабы и просторы, природу, различные социальные и экономические условия. Знакомясь с новыми регионами, находишь много идей, видишь, что можно было бы усовершенствовать, как повысить эффективность управления. Идет очень активный разговор с руководителями регионов, специалистами, учеными.

Наверное, есть некоторая сложность в том, что весь мой прошлый опыт работы диктовал и формировал определенный стереотип действий и поведения. Если я чувствовал какую-то проблему, я находил решение. Будь то мэр или губернатор, но я привык принимать решения, и до сих пор не очень адаптирован к тому, что нужно давать советы, рекомендации, писать аналитические записки.

- То есть теперь вам надо сделать так, чтобы другие принимали такие решения?

- В принципе, да. Но… для меня никогда не было интересно просто дать указание. Было очень важно убедить всех, что именно так надо делать. Не указать, а именно убедить. Я убеждал, но это было убеждение человека, который уже решение принял и способен его довести до конца, даже если со мной не очень согласятся. А сейчас я, наоборот, должен сначала убедить до конца, согласовать со всеми, а уж реализовывать – не совсем моя функция. Но… привыкаю и к такому стилю поведения.

ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ НУЖНО ПОСТРОИТЬ ДОРОГИ

- Чего, с вашей сегодняшней точки зрения, главным образом не хватает регионам Сибири для рывка в развитии?

- Есть устойчивое понимание, что для большой Сибири сейчас максимально значимы задачи, связанные с развитием инвестиционного процесса. У нас мало инфраструктуры, мало экономики по сравнению с тем, что могло бы быть. У нас, безусловно, есть ряд преимуществ, которые не всегда принято подчеркивать. Все привыкли говорить о просторах, низкой плотности населения и расстояниях в тысячи километров. Но у нас есть и крупные города, а это концентрация роста, развития. У нас очень высокая концентрация науки и образования. У нас стратегически неплохое географическое положение – рядом с нами растущие рынки Китая и стран Азии. Мы уже говорим, что не мы от Москвы далеко, а вы от нас далековато, потому что развитие будет идти в эту сторону. Мы можем использовать свои территории для развития транспортно-логистических возможностей. Многие производства будут размещаться именно здесь… Поэтому преимущества есть, но есть и понимание необходимости развития инфраструктуры, рабочих мест, и так далее.

Инвестиционный процесс можно стимулировать только за счет развития транспортной инфраструктуры. Нам нужно преодолеть проблему малой доступности, поэтому ведущие проекты, которые касаются развития транспортных коммуникаций, нами выделяются в особые программы. Целый ряд таких задач есть, например, в Забайкалье, Бурятии.

- Транспортное развитие Сибири - это и малая авиация. Возможно ли привлечь деньги в такой сложный и затратный бизнес?

- Буквально в этом месяце мы сформируем основательную целостную программу развития региональной малой авиации уже на уровне предложений правительству РФ. Сама программа разработана еще в прошлом году, и многие с интересом с ней знакомятся. Мы ее представили и в Минтранс, и в Росавиацию, и с регионами обсудили. Но сейчас, мне кажется, что мы уже можем, опираясь на эту программу, на анализ потребности в авиационном сообщении и анализ проблем, которые есть в этом процессе, сформировать управленческие решения по разным направлениям – что зависит от федерального правительства, что от властей регионов, а что от бизнеса.

Например, мы хотим убедить Минтранс и другие федеральные ведомства, что базовой задачей в развитии региональной авиации является создание опорной сети аэропортов. Наилучший механизм – это создание казенных предприятий федерального уровня, которые восстанавливают и эксплуатируют важнейшие аэропорты, такие как Норильск, аэропорт в Туре, Стрежевом, Кызыле и ряде других городов… Второе направление – у регионов должно быть понимание необходимости применять механизм субсидирования авиаперевозок. Причем субсидирование должно быть встречное, а не так, что один регион говорит, что "нас это не интересует", а другой работает в одиночку. У нас полетели самолеты из Новосибирска в Горно-Алтайск, но пока субсидии являются функцией только Республики Алтай, а Новосибирская область в этом не участвует…

Третье направление – это создание на уровне федерального правительства специальных стимулов для покупки новой авиационной техники. Сегодня у нас и авиакомпании не способны это сделать, и на отечественном рынке нет машин малой вместимости, которые можно было бы использовать на этих направлениях. Здесь нужны более системные решения, льготы для авиакомпаний, чтобы бизнес был больше заинтересован в таких перевозках. Зачем уговаривать "Аэрофлот" или "Сибирь", у которых сложился парк больших самолетов, покупать маленькие? Может быть, это будет самостоятельный бизнес или дочерние компании. Но это надо делать, вводя налоговые стимулы, вводя инструменты льготного лизинга. Совершенно по-другому будут выглядеть многие регионы, если там будет налажено устойчивое авиасообщение.

В общем, сейчас те вопросы, которыми я лет 30 занимался в пределах одного региона, приобретают серьезный масштаб, мне видны системные проблемы и, конечно, мне интересно найти здесь новые подходы, решения, способствовать интеграционным процессам.

- А субъектам, по вашему мнению, вообще реально договориться о паритетном субсидировании авиаперевозок?

- Думаю, что да. На самом деле критерии должны быть выработаны независимыми экспертами и, в основном, расходы должны поровну, по-братски покрывать встречные перевозки. Из-за небольшого пассажиропотока, убежден, что это не очень большие средства и это не будет большой нагрузкой на бюджет субъектов.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ

- В этом году специально для решения вопросов активного привлечения инвестиций была введена специальная должность инвестиционного уполномоченного. Ему ставит задачи именно полномочный представитель президента?

- В принципе, да. По распоряжению президента такими уполномоченными являются заместители полпредов, а, значит, это и моя ответственность в полной мере. Сегодня мы сформировали такой каркас. У нас на связи субъекты федерации, федеральные ведомства, которых более 50, а также организовано взаимодействие с крупными госкорпорациями, рыночными структурами, банками. То есть это примерно 150 человек, которые должны находиться в постоянном взаимодействии с нашим инвестиционным уполномоченным. 27 проектов стратегии развития Сибири мы сопровождаем постоянно.

В задачи также входит анализ инвестиционного законодательства. Оно вроде есть во всех регионах, но уверен, что практически везде нуждается в обновлении, так как формировалось до кризиса.

ГОСУДАРСТВО - РЕГУЛЯТОР ИНВЕСТПРОЦЕССОВ

- Не планируется ли под эгидой аппарата полномочного представителя создать некое общесибирское агентство по привлечению инвестиций?

- Пока, думаю, это было бы не очень правильно. Все-таки инвестиционный процесс очень жестко связан с конкретным субъектом федерации. Инвестор должен четко понимать нормативно-законодательные условия того или иного региона, и должен даже на эмоционально-психологическом уровне чувствовать заинтересованность, возможность предоставления гарантий.

На первом этапе мы будем делать акцент не столько на каких-то формальных организационных структурах, сколько на ином качестве информационного обеспечения инвестиционного процесса. Мы уже сейчас дали техническое задание переделать сайт. У нас будет очень мощный общесибирский информационный портал, где будут данные не только о территориях, потенциальных возможностях, но и обо всех инвестиционных проектах, обо всех предложениях, возможном взаимодействии и интеграции, чтобы капитализация проектов была больше за счет других.

Второе. Мы, создав мощную систему экспертов, – это десяток экспертных советов – стараемся инициировать и максимально конкретизировать инвестиционные предложения. Если видим, где можно объединить усилия регионов, мы смело на это идем. Где-то мы можем подсказать или увидеть то, на чем сам регион не очень акцентирует внимание. Равно как и в каких-то случаях высказываем свои экспертные сомнения по поводу того или иного инвестиционного подхода, хорошо зная общую ситуацию.

Не скрою, работая в регионах, я включаю и некоторые конкурентные факторы. Обсуждая проекты, как бы невзначай скажу, что вот в таком-то регионе уже стали делать так-то. Хотя напрямую не говорю, что "езжайте и учитесь".

Есть еще один принцип, который пока не вызывает полной поддержки, но мы от него не отступаемся: для большинства приоритетных инвестпроектов требуется участие государства. Сибирь - такой макрорегион, где одних рыночных стимулов и инструментов недостаточно, а, следовательно, мы должны постоянно содействовать тому, чтобы было государственное участие. И когда в регионе создаются агентства или фонды – это способ подключить государственный ресурс к решению многих инфраструктурных и бизнес-задач. В каких-то случаях невозможно ждать инвестора и нужно самим взять и создать какой-то объект, а потом уже как готовый рыночный продукт передавать в частные руки.

Я не за то, чтобы государство было масштабным прямым инвестором, но я за то, чтобы оно создавало и непосредственно управляло, регулировало инвестиционный процесс.

ПОЛПРЕД ДОЛЖЕН КООРДИНИРОВАТЬ РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

- Достаточно ли полпреду полномочий в работе с регионами? Может быть, на ваш взгляд, в сегодняшних условиях нужны какие-то новые, дополнительные инструменты?

- Сам институт полпредов был создан в непростое время для выполнения задач, которые было непросто решать напрямую федеральному центру с более чем 80 субъектами федерации. Сейчас, безусловно, другая ситуация, и мы делаем несколько другие акценты, в частности, на качестве управления в регионах, создании инвестиционных условий. На базе аппаратов полпредов именно сейчас сформированы крупные планово-прогнозные документы - все округа имеют свои стратегии развития. Документов по таким макрорегионам у нас даже в советское время не было. Это помогает как федеральному правительству, так и регионам.

Существуют некоторые отрасли и сферы, которые изначально не могут быть привязаны к одному региону. Например, Сибирское отделение РАН. Оно позволяет нам видеть научно-технологический процесс во всех регионах. Есть система университетского образования, которая не может быть привязана к одному региону. Думаю, что если такие задачи будут постепенно формироваться, то это позволяет в более отдаленной перспективе лучше сформировать всю систему управления, поскольку один центр и все субъекты федерации – это очень сложный процесс взаимодействия. В перспективе система управления будет совершенствоваться, и как раз наличие округов позволяет вести многие процессы более эффективно.

- Как вы относитесь к идее возврата к выборности губернаторов?

- При более развитом политическом обществе выборность - стратегически обязательный путь, но сейчас я говорю так не потому, что я полпред, а потому что всегда так рассуждал, всегда считал, что сегодняшняя форма адекватна тому состоянию развития, в котором мы сейчас находимся.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ СПОРТА

- Ваше мнение по поводу ситуации вокруг финансовых проблем футбольного клуба "Томь"? Нужно ли в нее вмешиваться, нужна ли вновь поддержка федерального центра?

- Вмешиваться сейчас, наверное, нет необходимости, потому что ситуация вполне решаема на областном уровне. На самом деле, я всю свою работу в период губернаторства находился в таком положении, и у меня никогда не было никаких мыслей и поползновений прийти к председателю правительства, хотя я не меньше люблю спорт и Новосибирск не меньше достоин классных команд.

В Томске так сложилось, что ФК "Томь" серьезно преобладает над другими командами. Убежден, что такой регион может обеспечить нормальное функционирование нормального клуба, если правильно работать с молодежью, подписывать контракты… Один и тот же результат можно получить с двойной разницей бюджета.

- За счет чего, по вашему мнению, должен формироваться бюджет футбольного или, например, хоккейного клуба? Как здесь может и должен участвовать регион?

- На самом деле футбольное зрелище стоит дорого. Легко посмотреть во всем мире, сколько стоят билеты, и понять, что у нас нет такой покупательской способности, и не потому, что мы так плохо играем. У нас другие зарплатные стандарты, чем во всем мире. Поэтому я отрабатывал систему, когда бюджет дает клубу деньги за проданные билеты. Очень простой механизм. Есть четкая бухгалтерская отчетность. Есть цена, установленная клубом, и я ее, допустим, согласовал. По факту проданного билета я передаю дополнительные деньги в кассу клуба. Когда начинаешь дотировать напрямую клуб, трудно отвечать на вопросы общественности о том, что в клубе высокие зарплаты, контракты, а мы еще и из бюджета денег даем. А когда мы говорим, что мы можем заплатить за то, чтобы люди посмотрели на зрелище, тогда любой клуб будет заинтересован в оптимальной цене. Доходы населения растут, и постепенно часть доплат бы сокращалась, а доля зрителей увеличивалась.

Я не успел довести эту систему, хотя она была разработана. Я считаю ее универсальной как для профессионального спорта, так и для профессиональной культуры. Бюджету логичнее не какой-то спортивный клуб финансировать, а дотировать зрителя.

Думаю, в масштабе страны можно было бы найти более эффективные системы и для телевидения. Во всем мире за трансляции платят телеканалы, у нас все наоборот. С чего бы это?...

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Виктор Александрович Толоконский родился 27 мая 1953 года в Новосибирске. Закончил общеэкономический факультет Новосибирского института народного хозяйства и аспирантуру в Новосибирском государственном университете.

В 1981-1991 годах работал на руководящих должностях в Новосибирском облисполкоме, после чего был назначен заместителем председателя горисполкома Новосибирска. 1993-1999 годы - мэр Новосибирска, с января 2000 года по сентябрь 2010 года – губернатор Новосибирской области.

С 9 сентября 2010 года - полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

Толоконский награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, орденом Дружбы, медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения", а также орденами русской православной церкви и золотым почетным знаком "Общественное признание". Лауреат национальной премии "Лучшие губернаторы России".

Женат, имеет двоих детей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала