Деревня Мецово в греческой области Эпир гордится своим традиционным обликом: узкие мощеные улочки и господские каменные дома архондико, крытые черепицей. Здесь работает традиционный мастер-резчик Николаос Паилас, специализация которого - иконостасы, церковная утварь и резная мебель.
"Если хочешь выжить в наше время, нужно уметь делать все", - говорит мастер.
Паилас начал учиться подростком, переняв искусство резьбы по дереву у отца и своих учителей в знаменитых Метеорах, где с византийских времен находится центр церковного искусства. Наиболее древние из местных иконостасов насчитывают более 400 лет.
Это искусство в наши дни борется с упадком: все меньше мастеров помнят старые секреты, и все меньше благотворителей готовы жертвовать крупные суммы на сооружение иконостасов. Вместо дорогого, высококачественного и твердого дуба в ход идет более мягкая, дешевая и скромная по качеству древесина липы. На место ручной работы пришли станки и шаблоны, однако традиционные мастера качеством не поступаются. Паилас работает только вручную, хотя труд резчика очень сложен и трудоемок. Небольшая деталь может потребовать недельных усилий, одна-единственная деревянная панель - месяца, а для того, чтобы сделать десятиметровый иконостас, артель из восьми резчиков должна работать не менее года.
Настоящий церковный деревянный рельеф - многосложная конструкция на нескольких уровнях, и у истинного мастера фигурки не просто "прислонены" к доске, а "отрываются" от нее, приобретают объем скульптуры. Паилас делает и полые деревянные колонны, сплошь состоящие из орнаментов - это высший пилотаж мастера-резчика. А фигурки его пышных орнаментов лишь на первый взгляд легкомысленны: деревянные животные в буйном лесу фантастических растений имеют каждый свое символическое значение для христианской веры: рыба и агнец - символы Христа, голубь - Святого Духа, орел символизирует юность, лев - могущество, павлин - бессмертие, возрождающаяся птица феникс - воскресение, виноградная лоза и корзина с плодами - таинства евхаристии, а лилия - чистоту. Так что народный и живой орнамент иконостаса на самом деле еще и повествует верующим евангельские истории.
Паилас учился у отца, а затем три года посещал школу резчиков в Калабаке, что близ знаменитых Метеор - центра церковной жизни и искусства со времен Средневековья. "Я влюбился в резьбу, а если влюбился, невозможно не научиться", - вспоминает Паилас.
С точки зрения бизнеса резьба никогда не приносила больших денег, да и спрос со временем становится все более ограниченным. "Если делаешь только церковную утварь или только резную мебель, если работаешь только в одной деревне, то очень скоро заказы кончатся", - признал мастер. Он делает всё: от церковных иконостасов и подсвечников, паникадил, свечных ящиков до резных кроватей и столов для дома. А для души вырезал собственный портрет и смастерил столы и кровати в своем доме.
Мецово - историческая деревня, сыгравшая немалую роль в греческой истории, в особенности благодаря своим традициям и знаменитым предпринимателям-благотворителям: недаром именем деревни назван национальный Политехнический университет в Афинах. В наше время Мецово из-за проходящей мимо современной дороги стал одним из главных туристических центров региона. Процветают таверны, гостиницы, а сувенирные лавки ломятся дешевыми деревянными поделками.
Паилас коммерциализацию не осуждает, но сам решил идти другим путем. "У нас много коммерческого товара, игрушек, сувениров и прочего. Я хотел бы иметь возможность делать что-то другое, оставить свой след в этом традиционном искусстве", - говорит он.
Алексей Богдановский, Мецово