МОСКВА, 8 сен - РИА Новости. Российские власти после авиакатастрофы Як-42 вновь пытались разрешить наболевший вопрос безопасности полетов - речь шла о закупке импортной авиатехники в ущерб неповоротливым отечественным производителям, и сокращении числа авиакомпаний. По мнению экспертов, первое позитивно отразится на рынке авиаперевозок, второе же может вызвать нехватку рейсов в труднодоступных регионах и рост цен на билеты.
Люди важнее преференций
Президент Дмитрий Медведев на заседании штаба по ликвидации последствий катастрофы Як-42 под Ярославлем заявил, что правительству придется принять непростое решение по обновлению отечественного авиапарка, и приоритетом должны быть не интересы российского авиапрома, а безопасность пассажиров. Если свои авиапроизводители не способны раскрутиться, то нужно покупать технику за рубежом, пояснил он.
Несмотря на то, что ситуация с безопасностью полетов обсуждалась неоднократно, были приняты серьезные решения и выделены значительные средства, череда летных происшествий за последний год показывает, что дела по-прежнему обстоят неблагополучно, констатировал глава государства.
Эксперты в целом относятся к этой идее позитивно. Разрешение иностранной техники - отличная идея, поскольку ввозные пошлины очень высокие, а отечественные производители просто не могут произвести необходимое рынку количество самолетов, считает гендиректор авиаброкерской компании "Авиачартер" Александр Морозов.
Российские власти, заявив, что безопасность полетов важнее интересов отечественного авиапрома, фактически признали отсутствие реальной пользы от пошлин на закупку зарубежных самолетов, заявил главред журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.
По его словам, пошлины отрицательно сказываются и на безопасности полетов, поскольку распространяются не только на самолеты, но и на авиазапчасти, в том числе двигатели. Их отмена позитивно скажется на безопасности, при этом отечественному авиапрому от этой меры не будет ни лучше, ни хуже, уверен Синицкий.
Директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александр Фридлянд также полагает, что облегчение импорта не нанесет ущерба отечественному авиапрому, поскольку масштабно гражданские самолеты в РФ сегодня не производятся. Это решение станет благом в условиях бурного роста пассажиропотока, уверен он.
В свою очередь, бизнесмен Александр Лебедев считает возможное обнуление пошлин на ввоз всех видов иностранных самолетов бессмысленным. "Трансаэро" и "Аэрофлот" получают льготы по пошлинам все время, а все остальные либо ввозят то, на что пошлины были временно обнулены, либо завозят старую иностранную технику, рассказал он.
Лучше меньше, да лучше?
Кроме того, Медведев потребовал радикально сократить количество действующих в России авиакомпаний в самые короткие сроки. По его словам, необходимо, наконец, разобраться, как работают авиаперевозчики. "Неоднократно говорилось, что их много, но я не видел решений, связанных с их слиянием и ликвидацией", - сказал президент.
По его словам, остаться должны авиакомпании, имеющие силы и средства, чтобы обслуживать парк, привлекать квалифицированный персонал и платить ему достойную зарплату. Минтранс РФ пока не решил, сколько авиакомпаний надо закрыть, но обязательно сделает это.
Опрошенные РИА Новости эксперты в целом полагают, что сокращение числа авиакомпаний отрицательно скажется на внутренних авиаперевозках и приведет к росту цен на туристических направлениях.
Такое решение усложнит транспортную доступность отдаленных территорий России, куда большим перевозчикам летать неинтересно, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, России при ее размерах необходимо много авиакомпаний, но все они должны быть обеспечены качественной современной техникой.
С мыслью, что сокращение числа авиакомпаний ударит по регионам с низкой транспортной обеспеченностью, где в основном действуют мелкие перевозчики, согласен и Синицкий.
Эксперты уверены, что количество авиакомпаний никак не связано с безопасностью полетов. Более того, маленькую авиакомпанию с небольшим число судов намного легче проверить, отметил Морозов из "Авиачартера".
В то же время, Лебедев поддерживает идею сокращения числа авиакомпаний. По его мнению, 10-15 перевозчиков обеспечивают 90% перевозок, поэтому 130 эксплуатантов просто не нужны. Именно крупные компании могут обеспечить безопасность полетов, новый флот и подготовку летчиков - другое дело, что сокращение потребует преодоления коррупции в органах регулирования и надзора, считает Лебедев.
Вместе с тем, он согласен с мыслью, что нужно дотировать перевозки специального характера там, где сегодня "Аэрофлот", "Трансаэро" или "ЮТэйр" не летают.
Как потратить большие деньги
Приобретение современных авиатранспортных средств необходимо даже несмотря на то, что это очень большие затраты для бюджета, подчеркнул Медведев, пообещав пообещал дать правительству поручение по разработке "большой программы", требующей "больших денег".
Замглавы Минфина Татьяна Нестеренко уточнила, что российский бюджет пока предусматривает расходы на обновление парка только государственных авиакомпаний, а механизм господдержки покупки новой техники частными перевозчиками еще предстоит разработать.
В свою очередь, Лебедев считает, что бюджетные средства нужны российской авиационной отрасли не на обновление парка самолетов - крупные авиакомпании уже достаточно обновили свой парк, а на поддержание социально значимых, но нерентабельных перевозок.
Российские власти уже сделали ряд шагов в этом направлении. Программа субсидирования авиаперевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно действует с 2009 года. В текущем году на нее выделено 2,5 миллиарда рублей.